В мире полно всякой необъяснимой хрени. Например, совершенно невозможно понять стремление половозрелой особи поступить на филфак. Точно так же здравый смысл пасует перед святой верой белорусских журналистов в лучшую жизнь после смерти. Такие вещи не поддаются объяснению, их просто приходится принимать как данность. Что-то подобное происходит с киносерией «Звёздные войны», которая давным-давно должна была умереть. Но она живёт и местами даже процветает.

Ну вот и как это происходит? Ведь, по-хорошему, тихая смерть в кругу близких ожидалась ещё в 2005 году, с выходом «Мести ситхов». В двух трилогиях Лукас рассказал всё, что нам следовало знать: главнейший персонаж — Энакин Скайуокер, а вовсе не его сын; основной конфликт крутится вокруг баланса Силы; джедаи — такие же слабаки, как и обычные люди, только с кучей фишек в карманах.

Тут бы и закончить — так ведь хрена лысого. В 2015 году Disney и Дж. Дж. Абрамс зачем-то организовали перезапуск («мягкий», если это кому-то важно). «Эпизод VII» практически мгновенно стал третьим фильмом по прибыльности за все времена, его обласкали и критики, и зрители… правда, хардкорным фанатам серии он не слишком зашёл, но кто их когда слушал, этих хардкорных фанатов? А ведь претензии были достаточно серьёзные. Например, Абрамса и сценариста Лоуренса Кэздана вполне обоснованно обвиняли в излишней цитации, которая в отдельных сценах граничила с самоповтором. При этом фильм не мог похвастаться самым главным: вменяемым и мотивированным злодеем. И пусть Адам Драйвер — актёрище, каких поискать, его персонажу не очень повезло с проработкой, к тому же из-за слишком яркой внешности вот так без предупреждения снимать с него шлем было большой ошибкой.

Впрочем, как бы там ни было, седьмой эпизод принёс своим создателям такие неприличные деньги, что вопрос о выходе следующей картины отпал сам собой — если вообще когда-либо существовал. И знаете что? Хуже точно не стало. Даже напротив — «Звёздные войны: Последние джедаи» сохранили небольшой кусочек канона, которого вполне достаточно для узнавания, и в то же время оказались достаточно смелыми, чтобы их можно было с лёгкостью выделить среди прочих частей.

Благодарить нужно, по всей видимости, продюсера Кэтлин Кеннеди, Lucasfilm и в широком смысле всю Disney — они нашли в себе мужество нанять режиссёром и сценаристом талантливого, хоть и не слишком плодовитого Райана Джонсона. Он сумел сместить акценты спорных решений седьмого эпизода так, что теперь они стали выглядеть логичными и обоснованными. Речь о некоторых сюжетных тонкостях, так что если вы из тех, кто два года назад во время просмотра то и дело недоумённо пожимал плечами, мистер Джонсон нашёл-таки для вас ответы почти на все вопросы.

А ещё «Последние джедаи» дали нам по-настоящему крутого злодея. Да, это всё тот же Кайло Рен в исполнении Адама Драйвера, но его, наконец, снабдили прозрачной мотивацией. Теперь это по-настоящему интересный персонаж — ещё не Дарт Вейдер, но направление верное. Всё дело в пресловутом балансе Силы — это самая суть конфликта, как и положено в «Звёздных войнах». Нас ждут старые добрые терзания насчёт тяжёлого выбора… или нет? Что ж, Райан Джонсон не особый мастак по части твистов, но кое-что любопытное он для нас приготовил. И в его замысле великолепному мистеру Драйверу отводится особое место — этот парень так здорово отыгрывает, что глупая сцена со шлемом из седьмого эпизода навсегда выветривается из памяти.

Возможно, некоторые зрители сочтут такое внимание к актёрской игре в «Звёздных войнах» излишним — ну ведь сыграл же как-то Хейден Кристенсен Энакина Скайуокера. Но Disney не хочет рисковать. Она нанимает самых лучших — пусть фильм зайдёт не всем, но в смысле исполнения к нему не подкопаться. Да и сегодняшний выбор отличного актёра на одну из важнейших ролей открывает множество дверей в последующих картинах — а они, конечно, будут.

И ведь Драйвер здесь далеко не один. Ему во второй раз помогает чудесный Донал Глисон со своим карикатурным, но таким запоминающимся персонажем. Здесь же в ансамбле Дэйзи Ридли и Марк Хэмилл — последнему даже играть не надо, хотя он всё равно старается. Ну и вишенка на торте — эпизодический, но очень яркий Бенисио дель Торо, а с ним нарисованный и как всегда неотразимый Энди Сёркис.

Будь это весь актёрский состав, «Последние джедаи» стали бы лучшим фильмом серии по части игры (если не считать «Изгой-один»). Но, к сожалению, здесь есть актёры, которым не так повезло с прорисовкой персонажей. Сценарий забил серьёзный болт на героев Оскара Айзека, Джона Бойеги и, вот так сюрприз, Кэрри Фишер. Мы, конечно, привыкли, что Лея Органа — это символ и от него всегда требовалось просто быть. Но времена оригинальной трилогии с её снисходительным отношением к актёрскому мастерству прошли. Сегодня мы хотим видеть профессионала на каждой позиции. В конце концов, «Звёздные войны» — это серьёзный бизнес. Так что пусть это прозвучит возмутительно, но без Кэрри Фишер фильм Джонсона только выиграл бы. Жаль, что её последняя роль оставила такое впечатление.

Что до Айзека и Бойеги, тут всё сложнее. Оба очень хорошие актёры, которым достались совершенно картонные персонажи — ещё одна дань канону серии. Правда, если айзековский По Дэмерон своим пафосом и бравадой ничего серьёзнее закатывания глаз не вызывает, то Финн — самая главная ошибка фильма. Он не был нужен ещё в прошлой части, но кто-то в верхах, видимо, настоял, чтобы его опять поставили чуть ли не в центр. В итоге в «Последних джедаях» нет ничего более бесящего, чем Джон Бойега и его дебильная роль. В какой-то момент зритель даже желает ему скорейшей смерти — и если вы сейчас узнали себя, имейте в виду, стыдиться здесь нечего.

Очевидно, Джонсон столкнулся с трудной задачей: канон требовал поместить в одно повествование харизматичного злодея, окружённого занятными придурками, а также оставить место для штатного дебила среди хороших парней. Так было принято при Лукасе — но нам пора двигаться дальше. Эвоки и Джа-Джа Бинкс не стоят того, чтобы искать им достойную замену.

Но знаете что? Со всеми этими недостатками можно жить. Да, «Последние джедаи» не самая идеальная картина в мире, это не лучшая часть серии — но и не худшая. Джонсон выбрал новое направление и успешно ему следует. Сегодня ещё не всё гладко — но задел на будущее виден вполне отчётливо. И будущее это внушает оптимизм.


Делитесь отзывом в соцсетях и обязательно посмотрите этот фильм. Возможно, вот он, поворот в позитивное русло.