«В бой идут одни „старики“»

Шок или трепет

Кое-что в этом мире не поддаётся осмыслению. Например, мозг пасует перед тем, как один кошмарный двадцатый век смог утопить в крови столько человеческих жизней, что даже ошибка в несколько миллионов при подсчёте жертв не выглядит такой уж циничной. Просто не укладывается в голове. Впрочем, притихшее человечество давно оставило все попытки объяснить массовую тягу к убийству ближнего с точки зрения здравого смысла — в ход пошло искусство.

И, кажется, более-менее преуспело — антивоенная риторика большинства тематических литературных произведений, песен и фильмов не позволяет забыть о том, что значит война для обычного человека. Авторы, многие из которых сами успели побывать в военном аду, очень убедительно расписывают все его прелести. Не жалеют красок — и это работает.

Шоковая терапия — самое действенное средство. Покажите зрителю оторванные руки и развороченные внутренности, по которым буднично проезжает танк, — и до него моментально дойдёт ваш посыл. Совсем другое дело — изначально взывать к светлым и высоким материям, которым, как нам кажется, на войне места нет. Здесь путь до трепетного зрительского сердца может быть долгим и очень тернистым. Но он существует — 45 лет назад его нащупал талантливейший постановщик своего времени Леонид Быков.

То, что не убивает

Сегодня история о создании фильма «В бой идут одни „старики“» выглядит почти фантастической. Всё было против Быкова: сперва Госкино отвергло сценарий, написанный в соавторстве с Евгением Оноприенко и Александром Сацким. Знаете, за что? Слишком негероический, такие дела. Что ж, режиссёр буквально пошёл в народ. Во время гастролей он зачитывал публике куски сценария — и та была в полном восторге. Наконец, за версию Быкова вступились сами ветераны Великой отечественной войны — это позволило работать дальше.

«В бой идут одни „старики“»И вот беда: на этапе начала съёмок оказалось, что лётчикам буквально не на чем летать: в Союзе не осталось ни одного военного самолёта нужных времён. Быков обратился за помощью к легендарному Покрышкину, тогда председателю Центрального комитета ДОСААФ; тот прочёл сценарий и распорядился выдать съёмочной группе сразу несколько машин. Да, это были не те самолёты, что воевали в небе Второй мировой, — но они определённо летали. Камуфляж оставался делом техники.

Кажется, всё готово: режиссёр на месте, актёров подобрали, технику добыли, реквизит есть — бери да снимай. Как бы не так: в СССР у любой картины был директор, а за время съёмок фильма «В бой идут одни „старики“» их сменилось несколько штук. И каждый совал Быкову палки в колёса, устраивая мелкие пакости во время съёмок. Свидетели тех событий потом говорили, что вообще непонятно, как многострадальный фильм удалось довести до экрана — в самые сжатые сроки и порядком сэкономив народные деньги. Фантастика!

«В бой идут одни „старики“»Но даже премьера не обошлась без неприятных сюрпризов. Зрителям и ветеранам кино очень понравилось — а вот чиновникам нет. «Стариков» отправили на полку, и только вмешательство высокопоставленных военных, а также триумф ленты на очередном Всесоюзном кинофестивале поставили победную для Быкова точку в этой дурацкой истории. В 74-м «В бой идут одни „старики“» вышли, наконец, в прокат, мы говорим, аллилуйя.

Звуки музыки

С тех времён прошло почти полвека, но эта картина до сих пор считается одним из лучших образцов военного кино — и не только среди наследия Союза. Да, разумеется, здесь отличная актёрская игра (о ней мы ещё скажем), но ведь это характерно почти для всего советского кинематографа. Музыка — понятное дело; в конце концов, Быков весь фильм построил вокруг одной-единственной песни «Смуглянка». Впрочем, здесь хватает и других отличных композиций, очень здорово исполненных. Не говоря уж про работу композитора Виктора Шевченко.

«В бой идут одни „старики“»Но вы только взгляните, как вся эта звуковая красота обрамляет сюжет «Стариков». Такая домашняя и уютная в исполнении импровизированного оркестра «Смуглянка» в одной из сцен вдруг взмывает ввысь — и вот мы уже слышим настоящий гимн, в котором ярость смешана с гордостью и горечью. Всё, отныне Быков может лепить из безвольной аудитории что угодно с помощью одного лишь звука — это полный контроль над зрительскими эмоциями. Так, в кульминационные моменты режиссёр просто выключает музыку и интершум. Всё, что остаётся во внезапной тишине, — напряжённый диалог ведущего и ведомого или последние слова сбитого лётчика. Этот приём — золотая нить «Стариков», тот редкий пафос, который позволяет себе постановщик. Такое въедается в память навсегда.

Время жить

«В бой идут одни „старики“» длятся меньше полутора часов — это очень мало для военного фильма с батальными сценами. Хотя учитывая небольшой бюджет, а также различные технические ограничения, таких эпизодов в картине Быкова сравнительно немного. Но кино при этом совсем не выглядит бедным. Как так?

«В бой идут одни „старики“»Причина в замысле и его реализации. «Старики» разительно отличаются от многих военных фильмов именно своим жизнеутверждающим посылом — даже перед лицом неминуемой смерти герои не прощаются. «Будем жить» — вот она, квинтэссенция ленты Леонида Быкова. Именно поэтому режиссёр уводит сцены воздушных боёв на второй план, часто перемежая их документальной хроникой. Он предпочитает войне быт — в конце концов, «война преходяща, а искусство вечно».

А ещё Быков умело экономит время; даёт лишь намёк на какие-то события, чтобы спустя время показать нам их последствия — это придаёт темп повествованию, которое в другом случае, возможно, выглядело бы менее динамично. Есть и другая сторона такого приёма: зрителю приходится всё время следить за всем, что происходит на экране: монтаж не позволяет отвлечься ни на секунду. Что ж, внимательно смотреть фильмы — наша святая обязанность, не так ли?

Меланхолия здорового человека

И тут есть на кого посмотреть — у «Стариков» прекрасный актёрский состав. Да, их игра слегка нарочита — такое часто случалось в советском кино, — но это лишь делает некоторые сцены более камерными, а вместе с крупными планами оператора Владимира Войтенко временами приближает фильм к театральной постановке. Особенно хорошо это видно по сценам с Сергеем Ивановым («Кузнечиком») и Рустамом Сагдуллаевым («Ромео»).

«В бой идут одни „старики“»И при всём прочем великолепии есть в картине два человека, на которых лежит прямая ответственность за здешнее настроение. Это Алексей Смирнов и сам Леонид Быков. Оба их персонажа одинаково обаятельны каждый сами по себе, но интереснее всего рассматривать их вместе. Тандем механика Макарыча и капитана Титаренко — тот самый винтик, который крепит лирический настрой «Стариков» к суровой прозе войны. Дуэт Смирнова — Быкова, с одной стороны, не даёт фильму скатиться в комедию, а с другой — сообщает ему особое меланхоличное, но при этом лёгкое настроение.

Именно его, это настроение, нужно благодарить за то, что мы готовы снова и снова пересматривать «В бой идут одни „старики“». Леонид Быков умудрился снять отличное кино о войне, которое не шокирует. Вместо этого оно слегка приобнимает зрителя за плечи и говорит: «Не печалься, друг, всё пройдёт, и мы обязательно победим. Будем жить».


Понравился отзыв? Быстренько давайте делитесь им в соцсетях. Прямо вот сейчас же.