Вот это год, а? Кажется, ничем нас не удивишь — а поди ж ты. Год комиксовых экранизаций — и на удивление добрая половина оказалась очень и очень достойной. Год научной фантастики и реверансов старым добрым временам. Год, когда даже сериалы и «Звёздные войны» вспомнили, что они — кино, а не диванное зрелище и простой фансервис.

Удивительный год. А теперь расходимся по номинациям.

Номинации

Самый ненужный фильм года

Претенденты: «28 панфиловцев», «Ледокол», «Ведьма из Блэр: Новая глава», «Заклятие 2».

Некоторым фильмам лучше бы вообще никогда не выходить. Дело не в том, что они такие уж плохие — просто они не нужны, и оправдать их существование нечем. Такой лентой, например, стало «Заклятие 2». Джеймс Ван снял очередной ужастик из старого, надоевшего до смерти набора конструктора. Стоит ли в таких обстоятельствах надеяться на что-то новое и необычное? Хрен там плавал. Впрочем, фильм с большим трудом вытягивает дуэт Уилсон-Фармига, а также операторское мастерство Дона Бёрджесса — хотя бы ради этого просмотр можно не засчитать в потерянное время.

«Ледокол»Или вот, скажем, «Ледокол» Николая Хомерики — лента, которая так и не смогла определиться с жанром. Из-за этого зритель, пришедший поглядеть на фильм-катастрофу, начинает зевать уже через пять минут. Ладно, чёрт с вами, давайте нам драму — но нет, Хомерики ещё не решил. В итоге мы устаём от этих его исканий, а картина запоминается лишь своим вычурно совковым стилем. Беда, ведь могло получиться сразу несколько толковых фильмов.

Ещё один претендент на ненужность года — «Ведьма из Блэр: Новая глава». Смотрите-ка, и тут хоррор, на этот раз от Адама Вингарда. Фильм, который попросту паразитирует на оригинальной ленте, позволяя себе порой неприкрытое копирование. А стоит новая «Ведьма из Блэр» при этом в 200 раз дороже того, старого фильма. Неоригинальное, не слишком интересное, во многих эпизодах предельно дебильное кино — а хуже всего, что оно совсем не пугает. Ну и кому такое надо, а?

«28 панфиловцев»Но всё это меркнет в сравнении с «28 панфиловцами». Андрей Шальопа задумывал народный фильм о войне, в котором не будет ни любви, ни Сталина. Отличная идея. Правда, вышло так, что в фильме не оказалось вообще ничего, кроме исторической реконструкции боя. Учитывая абсолютную кинематографическую стерильность любой реконструкции, зрителей фактически накормили пустой похлёбкой за их же деньги — ведь, как известно, средства на фильм собирали всем русским миром.

Ни стиля, ни ритма, ни атмосферы, ни драматизма. Зато — патриотическое кино. Зато — нет Сталина. Зато — никакой романтики. Военный фильм, который все давно хотели — если хоть на минуту поверить Шальопе. Что ж, хотели — ешьте. Только не сильно скрипите зубами, когда попытаетесь благодарно улыбнуться.

Безоговорочная победа Андрея Шальопы — его кино в смысле ненужности кладёт остальные постановки на лопатки.

Наверх

Скучная скучища года

Претенденты: «Она», «Новости с планеты Марс», «Первый мститель: Противостояние».

Здесь есть тонкий момент: то, что мне показалось скучным, для другого окажется вполне себе занимательным. Разные интересы — разные ожидания — разное восприятие. Так, например, случилось с фильмом «Она». Мировая кинопресса от него в полном восторге, один Юрок пожимает плечами — настолько всё это затянуто и неинтересно. Однако слишком велик авторитет Пола Верховена, и я нашёл, как объяснить для себя эту жуткую тягомотину. Хитрый лис просто ставит на нас эксперимент, вот и всё. Фиксирует зачем-то зрительские эмоции — а взамен дарит одну из чудеснейших работ Изабель Юппер. Ради этого стоит и посмотреть.

Другое дело — «Новости с планеты Марс». Ровная, вялотекущая история, начисто лишённая кинематографичности; таким часто бывает авторское европейское кино — во всяком случае, в представлении тех, кто не привык его смотреть и ценить. Впрочем, будем справедливыми: сюжетная скудость нисколько не мешает прекрасным диалогам (спасибо Доминику Моллю вместе с Жилем Маршаном) и отличной актёрской игре Франсуа Дамьена. Эти, в общем, и вытягивают.

«Первый мститель: Противостояние»А вот «Первого мстителя: Противостояние» вытягивает одно большое ни хрена. Тяжеленный, дорогущий блокбастер с кучей высокооплачиваемых актёров. Лента, созданная с единственной целью — развлекать. Ей достаточно было стать не хуже остального середняка от Marvel — но всё пошло не так. Основная сюжетная линия так долго раскачивалась, что её затмили куда более яркие эпизоды. И ладно бы их было много — но нет, всего пара штук на весь длиннющий фильм. Скукота — сил нет.

Сценаристы впилили сюда добрую часть всей команды Мстителей — и заразили каждого хронической болезнью Капитана Америки. Скучной скучищей. От неё сводит скулы и можно вывихнуть челюсть.

Братья Руссо, получайте свою сомнительную награду.

Наверх

Тлен и безысходность года

Претенденты: «Новая эра Z», «ГараШ».

Эти две картины такие разные, что я и сам не понимаю, как они оказались в одной номинации. Но факт остаётся фактом: обе в достаточной мере тоскливы и безысходны — пусть и по разным причинам.

«ГараШ» — это, конечно, кино локального значения. Покажи Курейчик свой фильм кому-то ещё, кроме белорусов, они покрутят пальцем у виска и спросят, всерьёз ли он это. Они не поймут — и не должны, ведь не для них снимали. Да, «ГараШ» трудно назвать полноценным художественным фильмом: ни внятного сценария, ни актёрской игры. А ещё он затянутый, скучный и отчаянно депрессивный. И это — наше белорусское зеркало. Неприятно, а что делать.

«Новая эра Z»«Новая эра Z» — птица совсем другого полёта. Колм МакКарти создал продуманное до мелочей полотно, которое бьёт зрителя в самое сердце всем своим арсеналом: от великолепного актёрского состава до сценарных мелочей. Но настроение всё то же: отчаяние и тотальная депрессия. Всё будет хорошо, но не для нас с вами, говорит МакКарти. У нас нет никакой надежды. Можно прямо сейчас заворачиваться в простыню и ползти на кладбище.

В мире, который сдвинулся, милосердию места нет. Есть только цель, средства и сопутствующие потери. Чем раньше зритель примет эту суровую истину, тем легче будет для него.

Знаете что? Видит бог, я рад, что белорусы не сидят на заднице и пытаются создать самобытный кинематограф, но в компании с фильмом МакКарти очень нелегко. Потому что ком в горле и слёзы текут по щекам. Трудная победа остаётся за «Новой эрой Z».

Наверх

Разочарование года

Претенденты: «Славные парни», «Отряд самоубийц», «Джейсон Борн».

«Славные парни»Здесь надо бы оговориться: один из этих фильмов очевидно не самый плохой в мире. Я про картину Шейна Блэка. «Славные парни» — это лично моё разочарование, связанное с моими же завышенными ожиданиями. Я ожидал ностальгический привет тем временам, когда Голливуд по-настоящему ценил старое доброе бадди-муви — но получил что-то другое. Ну и хрен со мной, кино действительно стоящее, а остальное моя личная проблема.

Другое дело — «Отряд самоубийц», что скажете? Вот это, конечно, грандиозный пшик — а всё почему? Случилось то же, что и со мной в «Славных парнях» — завышенные ожидания. Только теперь они были у всей планеты. Виноваты, конечно, трейлеры. Восхитительные. Атмосферные. Крышесносящие. Короче, ровно в той же степени крутые, в какой некрутым оказался сам фильм. И пусть Дэвид Эйер сделал всё, что мог, наше разочарование от этого меньше не становится.

«Джейсон Борн»Кажется, «Отряд самоубийц» — явный лидер, а? Так бы оно и было, если б в сентябре к нам не вернулись мистер Гринграсс и мистер Дэймон с фильмом «Джейсон Борн». Вот уж где ничто не могло пойти не так — и всё же пошло! Да вашу ж мать, кому вообще верить в этом мире?! Можно простить Гринграссу дебильную трясущуюся камеру, но скучную, невменяемую историю — ни за что! И пусть Мэтт Дэймон по-прежнему ослепительно крут, этого уже недостаточно. Мы тут, знаете ли, зажрались и хотим в «Борне» чего-то большего, чем просто каменное лицо главного героя.

Средний — это про весь фильм «Джейсон Борн». И если бы речь шла об обычном боевике со Стейтемом в главной роли, этого было бы почти достаточно. Но борниана — знак качества. Образец экшена и интриги в одном флаконе. Moby и Extreme Ways на финальных титрах. Это марка. И новый фильм её не то что не удержал — он даже не очень пытался.

Держи свою сраную статуэтку, «Джейсон Борн», и гори в аду.

Наверх

«Вот это поворот!» года

Претенденты: «Кловерфилд, 10», «Мир Дикого Запада», «Дуэлянт».

А вот здесь все три картины — очень и очень здоровские. Но давайте вот что: да, «Кловерфилд, 10» оказался несомненно крутым, но это не слишком удивляет. Тут интересно другое: эти хитрецы, Дэн Трактенберг, Дж. Дж. Абрамс, Мэтт Ривз и Дрю Годдард сняли свой фильм в полнейшей тайне ещё два с лишним года назад. А за два месяца до релиза показали трейлер. Да как в наше время возможно такое утаить? Короче, чисто технически «Кловерфилд, 10» — это настоящий сюрприз. И очень приятный.

Но куда ему до «Дуэлянта»! Алексей Мизгирёв поставил безупречный с эстетической точки зрения фильм про Петербург XIX века — и при этом без малейшего намёка на историчность! Ещё раз: русские сняли историческое кино, но как бы не историческое. Ну охренеть же, а? Да, «Дуэлянт» кое-как сшит, из него отовсюду лезут грубые нитки — и это его нисколько не портит. Возможно, были заниженные ожидания — но какая разница, если результат такой крутой?

«Мир Дикого Запада»Впрочем, в октябре пришёл Джонатан Нолан и поставил в вопросе сюрпризов жирную точку. Да, «Мир Дикого Запада» — это сериал, что само по себе чудовищно. Да, первые девять серий бесят больше, чем хамство продавца в государственном магазине. Но десятая серия — это просто восхитительное зрелище, которое всё оправдывает. Продуманное математическим гением до мельчайших деталей — и всё же оставляющее за собой целую россыпь сюжетных хвостов. Это настолько круто и неожиданно, что я вынужден оставить «Кловерфилд, 10» и «Дуэлянта» не у дел. Мистер Нолан, вы победили.

Наверх

Самый атмосферный фильм года

Претенденты: «Омерзительная восьмёрка», «Очень странные дела», «Выживший».

Вообще, там, где есть Тарантино, другим особенно делать нечего. То есть так обычно бывает, и мы к этому быстро привыкли. Поэтому мне кажется, что зрительский успех «Омерзительной восьмёрки» по большей части инерционный. Я с недоверием смотрю на эти восторги: в восьмом фильме Квентина осталась только форма — содержание в жутких корчах сдохло где-то на подъезде. Хуже всего, что Тарантино в наглую тырит целые сцены у себя же самого — и не нужно тут про аллюзии. Это прямое копирование.

«Омерзительная восьмёрка»Но атмосфера невероятная — этого не отнять, и с точки зрения погружения фильм просто восхитительный. Здесь уже не вестерн в привычном понимании — это новый, исключительно тарантиновский мир, всегда самобытный и оригинальный… ой, нет. Ни хрена не оригинальный — всё это уже было в «Джанго освобождённом». Жаль, очень жаль.

Ещё одна перехваленная картина — сериал «Очень странные дела» братьев Даффер. И здесь зрительские восторги были связаны как раз с атмосферой — густой патокой в стиле 80-х. Никого особо не заботило, что это те 80-е, которые в своё время нам навязал масскульт.

«Очень странные дела»

Из каждого плана «Очень странных дел» лезет навязчивая восьмидесятчина — именно такая, какой мы её себе представляем. Фирменные причёски, фирменная музыка, фирменная «кинговская» атмосфера — и куча отсылок к фильмам тех годов и самому Стивену Кингу. Кого волнует, были ли 80-е именно такими? Мы точно знаем, что им, чёрт возьми, стоило бы такими стать!

Но, несмотря на всю эту густоту, местная атмосфера совершенно стерильна. Она пропадает, как только вы отводите взгляд от экрана. Не очень хорошо для фильма, который всё поставил на погружение.

«Выживший»Что ж, у нас есть «Выживший», так? Он — и небожитель Эммануэль Любецки, вдавливающий нас своей невероятной камерой в дикий и суровый мир двухсотлетней североамериканской давности. Трудно с чем-либо сравнивать такое зрелище — это необходимо видеть своими глазами.

Всё, что нам остаётся, — сидеть, вжавшись в кресло, и чувствовать себя самыми маленькими существами на этой враждебной планете.

Джентльмены, мои извинения, статуэтка за атмосферность отправляется господину Любецки.

Наверх

Самый красивый фильм года

Претенденты: «Доктор Стрэндж», «Да здравствует Цезарь!», «Книга джунглей».

Очень трудный выбор: все три картины прямо-таки волшебно красивые. «Да здравствует Цезарь!» — настоящая феерия от братьев Коэн в сеттинге Голливуда 50-х годов. Фильм, в котором визуально прекрасно всё: от актёрского состава до изумительных музыкальных номеров. И самое крутое, что пройдут годы, а красота этого фильма не поблекнет — хотя тут надо сказать спасибо не столько визуальной составляющей, сколько фирменным коэновским диалогам.

А вот «Книга джунглей» — именно про внешнюю красоту. Это гимн новейшим технологиям, которые сумели очеловечить для нас диких животных — но так, чтобы это не бесило, понимаете? Никаких «Кошек против собак» — Джон Фавро и диснеевские жадины нашли свой, уникальный метод и создали невероятно реалистичную и безумно красивую сказку.

«Доктор Стрэндж»И это была бы победа, если б осенью не припёрся Скотт Дерриксон. Истинное визуальное наслаждение — вот что такое «Доктор Стрэндж». Идеальный киноаттракцион, который вовсе не нужно понимать — его надо смотреть и просто им наслаждаться. Как на высочайших в мире американских горках.

Самое крутое здесь — все эти умопомрачительные штуки с пространством и временем. Что-то подобное уже делал Кристофер Нолан в своих «Начале» и «Интерстелларе» — но то были детские игрушки, поверьте. Мир, а вернее, бесчисленное множество миров «Доктора Стрэнджа» придумала голова одинаково больная и гениальная. И крутится она на шее Скотта Дерриксона.

В общем, «Доктор Стрэндж» со своей визуализацией пространственно-временных искажений не оставляет шанса двум другим никак не менее достойным картинам. Самая красивая статуэтка уходит мистеру Дерриксону.

Наверх

Самый безумный фильм года

Претенденты: «Высотка», «Неоновый демон».

Очень странная номинация, но что делать: в 2016 году было как минимум два достаточно громких фильма, очень под неё подходящих. Первый снял Бен Уитли — это «Высотка». Экранизация романа-антиутопии, который после просмотра не слишком хочется читать — настолько гнетущее впечатление оставляет это кино. Уитли и композитор Клинт Мэнселл последовательно воздействует на все органы чувств зрителя, каждый раз выкручивая ручку тумблера на максимум. Наши приборы зашкаливают, в глазах темнеет — и вот мы окончательно теряем ориентацию во времени и пространстве. Мы, в общем, уже не уверены, те ли это мы, что садились смотреть этот фильм два часа назад.

«Неоновый демон»Ещё один фильм, оставляющий после себя очень странные ощущения, — «Неоновый демон». Николас Виндинг Рефн снял ошеломительное кино, его бы впору записать в самые красивые ленты этого года. И так бы оно и было — если б не болезненное наслаждение, которое мучило зрителя всё время просмотра. Здесь, в принципе, те же инструменты воздействия на аудиторию, что и в «Высотке»: режиссёр мягко насилует наши глаза, а композитор Клифф Мартинес — уши. И это насилие — оно такое… запретно-желанное, понимаете? Вроде бы с нами делают что-то не очень хорошее помимо нашей воли… и всё же нам нравится.

И вот что я думаю. «Неоновый демон» невероятно крут, это один из лучших фильмов уходящего года. Но его безумие — локальное. Оно воздействует даже не на всех персонажей, не говоря уж о зрителях. А вот «Высотка» совершенно сумасшедшая. Просто на всю голову. И это её безумие не отпускает ещё очень долго.

«Высотка»Заслуженная награда — Бену Уитли.

Наверх

Старое доброе дерьмо

Претенденты: «Крид: Наследие Рокки», «Великолепная семёрка», «Экипаж».

«Экипаж» — это очередная победа русских над народным скепсисом. Николай Лебедев создал прямо-таки идеальный образец жанра фильма-катастрофы. Да, в Голливуде сейчас так снимать не принято — слишком в лоб. Пожалуй, такие ленты водились здесь в 90-е. Но это ни разу не портит впечатление от «Экипажа». Пусть русские блокбастеры отстают от заокеанских на 20 лет, они идут верным путём. В данном случае этот путь проложили в своё время типы вроде Роланда Эммериха — и Лебедев успешно по нему проследовал.

Но до Антуана Фукуа ему всё же далековато. И это закономерно: «Великолепная семёрка» — дорогой зрелищный боевик, созданный настоящими мастерами экшена. Как и «Экипаж», эта лента не несёт в себе никакой новизны. Напротив: всё, что здесь происходит, — современный реверанс в сторону классических вестернов 60-х. Настоящее старое доброе дерьмо, как мы его помним и любим.

«Крид: Наследие Рокки»К сожалению, в одну номинацию с этим двумя картинами попал фильм «Крид: Наследие Рокки» — классическая спортивная драма о судьбе одного из крутейших киногероев прошлого века. Седьмая лента о Рокки не паразитирует на старых заслугах; это вполне самостоятельное кино, снятое, наконец, посторонним человеком. Слава богу, человек этот, Райан Куглер, оказался большой умницей и, помимо собственных нововведений, сохранил для нас с вами всё то, за что мы любили мистера Бальбоа и фильмы о нём.

И вдруг старые раны, которые давным-давно зажили и забылись, начинают ныть. Очень странное чувство, но вы не спешите уходить. Завтра всё это снова уйдёт из головы, а пока можно застыть в крошечном кусочке прошлого. Можно хоть чуть-чуть побыть тем, старым собой.

Господин Лебедев, господин Фукуа, при всём уважении победа у Райана Куглера.

Наверх

Срань господня

Претенденты: «Братья из Гримсби», «День независимости: Возрождение», «Охотники за привидениями».

Здесь всё просто: есть кино, а есть говно. К сожалению, последнего всегда чуть больше, чем хочется, и 2016 год не стал в этом смысле исключением. Вот, скажем, Луи Летерье снял фильм «Братья из Гримсби» — совершенно упоротую жопно-сортирную поделку, каждый эпизод которой вызывает тошноту и отторжение. Правда, каким-то образом, несмотря на всю свою мерзость, этот фильм умудряется временами быть гомерически смешным. Ну, с Сашей Бароном Коэном такое случается довольно часто.

А вот «Дню независимости: Возрождение» похвастаться нечем. Вообще. Что сделал Роланд Эммерих: он просто переснял первый «День независимости», умножив тотальный идиотизм в 10 раз. В 96-м такое бы прокатило как пить дать — но не в наш просвещённый жирный XXI век. Мы слишком пострадали от неуёмного ребячества Майкла Бэя, чтобы терпеть подобное дерьмо ещё от кого-то.

«Охотники за привидениями»Впрочем, когда бы мы ни оказались на дне, всегда найдётся кто-то, кто постучится снизу. Это Пол Фиг, друзья и соседи. Пол Фиг — и его сраные «Охотники за привидениями». Фильм, который убивает веру во всё хорошее. А хуже всего то, что Фигу в его чёрном деле помогали Айван Райтман, Билл Мюррей, Дэн Эйкройд, Эрни Хадсон и Сигурни Уивер. Короче, если не это квинтэссенция беспредельного зла, то я уж и не знаю, что.

Нашли, кого не хватает? Рика Мораниса и Гарольда Рамиса. Знаете, почему? Первый отказался, а второй умер ещё до того, как Пол Фиг взялся за свою авантюру. Кто знает, что получилось бы, останься он до сих пор в живых. Может, как и другие, присоединился бы к этому богомерзкому фильму. А может, на пару с Моранисом накостылял бы мистеру Фигу по его тощей заднице, отбив у того всякую охоту снимать ремейки.

Получай свою награду, мерзкий Пол Фиг. И уноси её скорее, потому что этот  запах невозможно больше терпеть.

Наверх

Жуть года

Претенденты: «Не дыши», «И гаснет свет».

Справедливость требует отметить вот что: хорроров в 2016 году был воз и маленькая тележка. Очень много. И что радует, приличная часть оказалось вполне смотрибельной. Короче, было из чего выбирать, так что вот вам пара картин, которые произвели на меня прямо-таки неизгладимое впечатление.

«Не дыши»«Не дыши» — это, по-хорошему, триллер, а не хоррор. Мистики тут никакой нет, особой расчленёнки тоже — зато есть непередаваемая зловещая атмосфера и огромное, нечеловеческое напряжение. Всего этого не постыдился бы самый жуткий фильм ужасов. Виновника два: режиссёр Фейд Альварес и актёр Стивен Лэнг. Оба творят с нашими нервами такое, после чего приличные люди повели бы нас под венец.

Всё бы хорошо, но объявился Дэвид Ф. Сандберг, который решил, что его очень, очень, очень страшная короткометражка Lights Out способна на большее. И развил её до полного метра, создав самую жуткую ленту уходящего года «И гаснет свет». Всего-то при помощи 80-минутного сценария, нескольких толковых актёров и замечательного композитора. И, конечно, темноты. Темнота здесь главная составляющая.

«И гаснет свет»Мои судорожные аплодисменты Дэвиду Ф. Сандбергу — статуэтка за самый страшный фильм у него в кармане.

Наверх

Несправедливость года

Претенденты: «Бэтмен против Супермена: На заре справедливости», «Мобильник».

По-настоящему недооценённых фильма в этом году было два. Правда, резонанс у них совершенно разный. «Мобильник» Тода Уильямса — это такая маленькая премьера, что никто её особо не ждал бы даже при обычных обстоятельствах. А тут его ещё и обругала вся кинопресса — и как обругала! На тематических сайтах у «Мобильника» в день релиза был рейтинг 0. Ноль, вашу мать, ну. Знаете что, хрен с вами, ругайте его, топчитесь по нему своими сапогами — а для меня это одна из лучших кинговских экранизаций.

Другое дело — «Бэтмен против Супермена: На заре справедливости». Этот фильм очень ждали — и, судя по первоначальным оценкам, ожидания не слишком оправдались. Ха! Не слишком! Да ленту Зака Знайдера смешали с таким дерьмом, что у меня до сих пор перед глазами образ печального Бена Аффлека. А знаете, какое основное обвинение выдвигали в адрес этого фильма? Он слишком мрачный. Я серьёзно — так сказал Джереми Айронс, когда пытался оправдаться перед очередным журналистом. Мистер Айронс, вы играете роль дворецкого в экранизации одного из самых мрачных комиксов в истории — как иначе вы себе это представляли? Что прилетит Железный человек и всех спасёт?

«Бэтмен против Супермена: На заре справедливости»Короче, я расстроен, а статуэтка за самую чудовищную несправедливость года уходит мистеру Снайдеру. Но вот что я хочу сказать: «Бэтмен против Супермена» дал нам очень много. И самое главное — у нас появился новый, очень крутой Бэтмен в исполнении Аффлека и, что ещё лучше, самый замечательный Брюс Уэйн за всю историю.

Наверх

Самый крутой персонаж года

Претенденты: Дэдпул («Дэдпул»), Орки («Варкрафт»), Джокер («Бэтмен: Убийственная шутка»), Ртуть («Люди Икс: Апокалипсис»), Дарт Вейдер («Изгой-один. Звёздные войны: Истории»).

«Люди Икс: Апокалипсис»Так-так, кто тут у нас. Смотрите-ка, Ртуть! Помните ту самую сцену под Sweet Dreams в «Людях Икс: Апокалипсис»? Он всех спасает в течение трёх минут — хотя, конечно, время здесь очень относительно. Жаль только, что такая запоминающаяся сцена — единственная. Что ж, может, Marvel дозреет до спин-оффа специально под этого персонажа, с них станется.

Ещё один марвеловский герой — Дэдпул из одноимённого фильма. И он так хорош, что его одного достаточно, чтобы вытянуть всю картину — и сделать её действительно выдающейся. Тут нужно сказать спасибо как сценаристам, так и Райану Рейнольдсу, который в этой роли прыгнул выше собственной головы.

Или вот, скажем, орки из «Варкрафта». Слушайте, это же что-то невероятное. Они берут на себя всю зрелищную составляющую — в результате люди вообще не нужны! Ладно, нужны: надо ведь кого-то красочно разрывать на куски. Хотя куда там, учитывая детский рейтинг.

«Изгой-один. Звёздные войны: Истории»А что насчёт Дарта Вейдера? Да, в «Изгое-один» его было всего ничего — но зато какие это были эпизоды! Тёмный лорд, наконец, стал действительно страшным. Теперь это бездушное средоточие Силы, способное на всё что угодно. Жаль, конечно, что его было так мало.

Ладно, шутки в сторону. Джокер, друзья и соседи. Но не тот гламурный бандос от Джареда Лето, а настоящая мразь из мультфильма «Бэтмен: Убийственная шутка». Ей-богу, это же абсолютное, инфернальное, иррациональное зло. Здешний Джокер настолько притягателен в своём злодействе, что тянет не просто на лучшего негодяя за весь киногод, а ещё и на самого крутого персонажа. Статуэтку ему — и Марку Хэмиллу, который его озвучил.

«Бэтмен: Убийственная шутка»

Наверх

Режиссёр года

Претенденты: Гарет Эдвардс («Изгой-один. Звёздные войны: Истории»), Мэл Гибсон («По соображениям совести»), Клинт Иствуд («Чудо на Гудзоне»), Дени Вильнёв («Прибытие»).

О, это интересно. Смотрите: вот Мэл Гибсон. Снимает он очень редко — зато всегда не в бровь, а в глаз. «По соображениям совести» — его первая картина за… сколько? Десять лет? Пожалуй, что так. Ну, надо сказать, в мастерстве он за это время только приобрёл — зато сильно потерял в рассудке. Теперь это такой сумасшедший пророк, сурово предупреждающий нас о конце света. И слишком сильна его харизма, так что мы, как покорные овцы, готовы ползти за мистером Гибсоном сквозь огонь, воду и все напасти — к искуплению. Мало удовольствия, но некоторые вещи делаешь не ради этого.

«По соображениям совести»Полная противоположность Гибсону Дени Вильнёв. Его «Прибытие» не бьёт в лоб — оно предпочитает говорить намёками. И намекает господин Вильнёв вот на что: всё прекрасное в миллион раз значимее всего ужасного; и любой трагический итог сдувается в сравнении с целой вселенной радости и добра, которая ему предшествовала. Да, Вильнёв — тоже пророк, но его религия куда светлее и человечнее.

Ладно, с небес на землю. Клинт Иствуд и его «Чудо на Гудзоне». Знаете, в каком-то смысле это самый человечный фильм из всех, что я смотрел. Иствуд взял историю о подвиге отдельного человека, снял с этого человека корону героя и дал ему от неё отдохнуть. И при этом сделал так, что нам всё равно было интересно на это смотреть. Настоящее чудо этот наш Клинт Иствуд. Настоящее 86-летнее чудо, дай ему бог здоровья и сил.

«Изгой-один. Звёздные войны: Истории»Наконец, Гарет Эдвардс — и моё большое ему почтение за великолепный фильм «Изгой-один. Звёздные войны: Истории». Он сделал то, что до него не удавалось никому: снял фильм из вселенной «Звёздных войн», который оказался интересен не только фанатам, но и случайным зрителям. То есть он ещё больше популяризировал всю эту звёздно-военную эпопею, понимаете? Полагаю, в Disney должны это учесть и адекватно его отблагодарить.

И кого выбрать из этих четверых достойных людей? На самом деле, я всё давно решил. Лучший режиссёр 2016 года — Дени Вильнёв. Именно его картина оставляет самый глубокий след в зрительском сердце — и это вовсе не безобразный рубец.

«Прибытие»

Наверх

Лучший фильм года

Претенденты: «Изгой-один. Звёздные войны: Истории», «Выживший», «Новая эра Z».

Что ж, вот оно. Я понимаю: вам кажется, что были и более достойные кандидаты. Поверьте, я долго думал над критериями и в итоге не нашёл ничего лучше, чем просто поверить своему первому впечатлению.

«Новая эра Z» — самый, вероятно, неожиданный претендент. Это потому, что у ленты Колма МакКарти слишком специфический жанр. Но только вот что я вам скажу: этот фильм с треском пробил свой жанровый потолок и встал наравне с лучшими кинодрамами, которые когда-либо выходили на экраны.

Второй кандидат — «Изгой-один. Звёздные войны: Истории». И причина такого выбора, в общем, та же: Эдвардс сумел вышвырнуть свою картину далеко за пределы того мира, где ей изначально было предначертано остаться во веки веков, аминь. Спин-офф «Звёздных войн» оказался настолько крутым, что состоялся и как часть своей вселенной, и как самостоятельный фильм. Это просто здорово, и в 2016 году подобных примеров очень мало.

«Выживший»Но как ни крути, есть Иньярриту и его «Выживший». Технически он вышел в прошлом году, но прокатывался у нас в начале нынешнего. И это всё решает. «Выживший» грандиозен. Он — начало всех начал, альфа и омега этого года. С него мы начали — им и завершим.

Мне остаётся только сказать огромное, нечеловеческое спасибо Иньярриту, Любецки, Ди Каприо и прочим, кто принял участие в этом невероятном фильме. Вы действительно лучшие — есть вещи, которые стоит просто принять.

Наверх


Смотрите кино, друзья. Не верьте басням, что художественные фильмы уже не те; что сериалы давно переняли эстафету крутости, и полнометражному кино их не догнать. Всё это полная хрень. Вон, смотрите, сколько крутоты вышло всего за один год.

А следующий будет ещё лучше, точно вам говорю.