Думаете, всё знаете о предательстве, а? Старый добрый автомобиль отказался заводиться именно сегодня, когда это очень нужно; клубника, купленная в феврале за бешеные деньги, оказалась безвкусной, как кусок пенопласта; а в девятом классе та красотка не захотела с вами гулять — и этим тут же воспользовался лучший друг. Что ж, наверняка это было очень неприятно, а вы чувствовали себя последним неудачником. Им вы, в общем, и были.
Предательство — это масштаб. Для хорошего предательства необходимы ожидания и мечты, которые вынашивали годами. И вот, когда вы уже почти сдались и были готовы отказаться от всего этого розового дерьма, кто-то наверху вдруг намекнул: эй, парень, не отступайся, мечтай! Всё выйдет намного, намного круче, чем ты даже мог себе вообразить! И мечта заходит на новый вираж — с тем, чтобы добраться до самой высокой точки и рухнуть вниз ко всем хренам.
Как так вышло? Почему и за что? А вы спросите Сэма Мендеса, который будет поджидать обломки вашей мечты там, внизу. Потому что это он всё устроил. Он три года кормил вас разукрашенными мокрыми снами про Джеймса Бонда — и только ради того, чтобы поглядеть на ваши страдания в конце.
Чтобы оценить масштаб предательства мистера Мендеса, нужно вернуться в 2006 год. Мартин Кэмпбелл перезапускает бондиану — на экраны выходит «Казино “Рояль”», самый интересный и неожиданный фильм всей огромной серии. Люди в шоке: «Бонд» отошёл от всех канонов! Блондин в роли агента 007; Ford Mondeo, затмивший Aston Martin; вместо кучи оружия и хитроумных приспособлений — аптечка. Аптечка?! Зачем она вообще нужна Джеймсу Бонду?! Он же бессмертный, твою мать!

Пожалуй, в будущем Бонду стоит вшить в череп титановую пластину. Одним самолётом, похоже, не обойдётся
Только не сейчас. Кэмпбелл очеловечил агента 007, превратил его из всем знакомого непобедимого супергероя в многогранного персонажа со своими слабостями. Надо нам это было? Слава богу, нас не спросили.
Успех «Казино “Рояль”» был ошеломительным. Даже вышедший спустя два года «Квант милосердия», серый и тоскливый, как повестка из военкомата, не смог перебить настроение. Зрители знали: Бонд всё ещё может, он по-прежнему полон сил. Просто ему нужен достойный соперник.
Такой у него появился в 2012-м: злодеем в очередном фильме стал красивый как дьявол Хавьер Бардэм. В режиссёрское кресло сел Сэм Мендес («Красота по-американски»), а сценаристы Нил Пёрвис и Роберт Уэйд (не без помощи Джона Логана) словно вышли из глубокой комы после «Кванта милосердия». В итоге «007: Координаты “Скайфолл”» не просто зажёг — он взорвал мир кино и всех присных. О «Бонде» говорили все.
Фильмы о Джеймсе Бонде всегда были стилеобразующими — как для кинематографа, так и для реальной жизни. Дорогие костюмы, часы, машины, красивейшие места по всему миру — львиная доля всей этой роскоши узнаётся благодаря бондиане. Но «Скайфолл» сделал нечто большее: Сэм Мендес окончательно утвердил агента 007 в качестве социокультурного феномена. И с этим согласился весь мир.
Помните, я говорил о мечте, зашедшей на новый вираж? Это случилось в конце прошлого года, когда Мендес приступил к съёмкам «Спектра». Ух! — говорили мы. Это же будет просто что-то невероятное — за дело вновь берётся мастер. Похоже, нас ждёт один из крутейших сиквелов, а?
И, боже мой, да! Эта красивенная открывающая сцена на 15 минут, эта невообразимая драка в вертолёте, взрывы, разрушения и невозмутимый Дэниел Крейг — всё было ровно так, как мы и рассчитывали. И даже немножко круче — я натурально пищал, когда смотрел на Эндрю Скотта (Мориарти из «Шерлока») и Монику Беллуччи. А в тот момент, когда на экране появился Кристоф Вальц, меня уже можно было отскребать с кресла.
Падение мечты было неожиданным и стремительным — но так всегда происходит. Ровно в середине фильма всё прекратилось. У фильма отказали все двигатели, и он, не слишком раздумывая, устремился вниз. Высота была приличная, так что я даже успел кое-что рассмотреть.
Вот он, 007 — прекрасный, как всегда. Вероятно, лучший Бонд всех времён. Стильный, мужественный, ироничный… и тупой как ведро. Это ваш лучший агент? Но ведь он клинический идиот, вы только гляньте, что он творит. Я бы мог оправдать некоторые его поступки их эффектностью, но что делать с остальными 75 процентами?
Смотрите, вон тот самый Эндрю Скотт, от которого мы млели в «Шерлоке». А куда же девалось его истеричное великолепие? Всё, что нам осталось, — это пара колких диалогов между ним и Рэйфом Файнсом (хоть что-то, спасибо за маленькие радости).
А вот Леа Сейду — очень красивая и холодная, как смерть в Гималаях. Практически идеальная девушка для Бонда — но сценарий всё испоганил. Её героиня вышла набитой дурой, чьё поведение бесит всё экранное время, что ей отвели.
Сценаристы, спасибо вам! Чтоб мы понимали, это те же люди, что писали историю для «007: Координаты “Скайфолл”». У меня два возможных оправдания их поделке: либо Пёрвису, Уэйду и Логану сделали лоботомию, либо их взяли в заложники. Я надеюсь на второе: в этом случае есть шанс, что они будут в здравом уме, когда им достанется «Золотая малина». Кому-то ведь придётся всё это разгребать, не так ли?
Что ж, если сценаристы отделаются лёгким испугом, то с Сэмом Мендесом всё гораздо сложнее. Несмотря на постоянный экшен, вторая половина его фильма провисает во всех возможных местах — и не только благодаря сценарию. Беда пришла, откуда не ждали: Кристоф Вальц.
Что касается злодеев, «007: Спектр», кажется, собрался сделать очень хорошее дело: вернуть зрителя во времена классической бондианы с Коннери и Муром. О, тогда знали толк в негодяях. Пускай они зачастую были нарочитыми, даже кукольными (Макс Зорин или сам Блофельд), но это были настоящие характеры: яркие, индивидуальные и запоминающиеся. А злодейские приспешники и вовсе тянули на шедевры (Одджоб, Челюсти или Ник Нак).

Кажется, у Дуэйна Джонсона наметился серьёзный конкурент
В этом смысле «Спектр» перехитрил сам себя: злодеи второго плана оказались круче главного мерзавца. Вы только вдумайтесь: мистер Хинкс в исполнении рестлера (!) Дэйва Батисты уложил на лопатки самого Кристофа Вальца! Это как вообще?! Человек, сыгравший одного из лучших кинонегодяев, Ганса Ланду, сдулся при попытке перевоплотиться в легендарного Блофельда. Да, во многом виноват сценарий — скажем, мотивация злодея сильно хромает. Но тусклый образ — это однозначно проблема Вальца. Криво улыбаться и пронзительно смотреть — этим нас уже не возьмёшь.
Но я не слишком обижаюсь на Кристофа Вальца. У всех бывают неудачные дни, я это переживу. Сэм Мендес — вот кому нет прощения за предательство всех моих ожиданий. И пусть даже когда-нибудь он снимет что-то столь же прекрасное, как «Красота по-американски» или «Скайфолл» — осадок от последнего «Бонда» останется навсегда.
Добавить комментарий