«Защитники»Слова — самое крутое, что у нас есть. Я всегда верил, что они нечто большее, чем просто единицы языка, которые дают понятие о чём-либо. Даже написанное, слово обладает невероятной властью — а уж если произнести его вслух, с выражением и полагающейся экспрессией, оно свернёт чёртовы горы.

Это знание, впрочем, вовсе не мешает мне пользоваться словами как попало. Я разбрасываюсь ими направо и налево, сгибая, ломая и коверкая их самым возмутительным образом. Мне не жалко — да и с чего бы, ведь это возобновляемый ресурс. К тому же слова всё стерпят. Они с лёгкостью простят мне мои сомнительные словоформы и нагромождения словесных конструкций. Что ж, сегодня моя очередь сделать кое-что для них в качестве благодарности за долготерпение. Сегодня я буду подбирать слова так тщательно, как не делал этого никогда — потому что речь пойдёт про фильм «Защитники» и вину, которую нужно на кого-то возложить.

«Защитники»Да, вина. Кто-то определённо виноват в том, что «Защитники» получились такими, какими получились. Вряд ли это режиссёр и продюсер Сарик Андреасян — он как раз честно нас предупреждал своими прежними работами и трейлерами тех же «Защитников». Возможно, виноват я — ведь это я посмотрел его новую картину, после чего она мне не понравилась. Да, пожалуй, всё указывает на меня.

Но давайте попробуем рассмотреть детали. Фантастический супергеройский боевик Андреасяна «снят по американской модели» (слова Гевонда Андреасяна, продюсера). Это похоже на скромную попытку заранее извиниться — на тот случай, если что-то пойдёт не так. Потому что всем известно, что первопроходцем быть очень тяжело. Поди найди верную тропу — да ещё не сбейся с неё по дороге. Так что если мне вдруг показалось, что в «Защитниках» что-то самую малость не до конца обработано или допилено, это моя вина — я должен был учесть американский след.

«Защитники»И похоже, я его не учёл, потому что как ни пытаюсь взглянуть на эту ленту, как ни ворочаю голову, всё одно получается, что она просто кошмарна. Тут надо бы отдельно рассказать о невменяемых спецэффектах, невменяемом сценарии, невменяемой актёрской игре… чёрт, невменяемом всём. Но я не могу так поступить, ведь тогда получится, что я пытаюсь говорить об этом фильме всерьёз — и вот этого мне хочется меньше всего.

Потому что «Защитники» — самое невероятное в своей зловредности изобретение кинематографа. Трейлеры намекали нам, что всё будет плохо, но они оказались неспособны предупредить нас, что мы будем испытывать физическую боль при просмотре. Так бывает, если в фильме есть сценарист — но нет сценария. Если в титрах указаны актёры — и ни одного не видно в самой картине (правда, я увидел что-то около десятка картонных ростовых фигур). Если есть композитор — а вместо музыки безумная какофония, выдержанная, видимо, в стиле «американской модели».

«Защитники»Так бывает, если фильмом руководит бесталанный режиссёр, не имеющий никакого представления о том, за что взялся. Вина ли это Сарика Андреасяна? А может, виноват я — потому что не сумел оценить по достоинству первые несмелые шаги российского супергероического кино? В конце концов, не ошибается лишь тот, кто ничего не делает, так?

Знаете, оказывается, это очень трудно — подыскивать корректные слова, когда хочется выть на луну, рвать на себе волосы и биться головой о стену. И в конце концов, уйти от обвинений в сторону Сарика Андреасяна мне не удастся. Прежде всего из-за жадности продюсеров, которые так широко разрекламировали фильм, что не обратить на него внимание решительно невозможно.

«Защитники»Ну так вот что. «Защитники» своим глупым медвежьим пинком отбрасывают российское зрелищное кино на годы назад — в те самые тартарары, где оно пребывало до появления Николая Лебедева и Антона Мегердичева. И это так ужасно, что хочется плакать от отчаяния. Всё оказалось зря — вот что подумают даже лояльно настроенные зрители. Они будут не правы, но кто бы им помешал так думать?

А хуже всего тот разговор, который я услышал после сеанса. Небольшая компания обсуждала «Защитников», и один из зрителей сказал примерно следующее: «Вполне в духе этого жанра». И тогда до меня дошло, что натворил Сарик Андреасян. Одним своим фильмом он перечеркнул для русскоязычной аудитории всё американское комиксовое наследие. Наследие, смысла и значения которого он никогда не понимал. И это, вероятно, так его бесило, что он решился на ужасное — нивелировать саму возможность такого понимания у своих зрителей.

«Защитники»Похоже, вы преуспели, господин Андреасян. Повернули вспять сразу несколько рек. Господи Иисусе, да вы само зло.


Понравился отзыв? Делитесь им в соцсетях — у нас ещё есть шанс сделать эту планету лучше.