«Хардкор»В детстве я много читал. Я и сейчас живу старыми привычками — более или менее, — но тогда чтение было моё всё. Ну, знаете, этот детский энтузиазм — родителям от него нет никакого спасения, кроме как дать ребёнку то, что он хочет. На счастье моей семьи, с книгами у нас проблем не было, так что читал я запоем и всё подряд.

И у меня была цель, пусть на первых порах я о ней не очень догадывался. Со временем вместе с самим повествованием меня стала интересовать форма изложения. Я выискивал необычные книги — необычные в том смысле, как они написаны. Скажем, меня могло привлечь повествование, изложенное с помощью одной только прямой речи — диалогами. Или напротив, я мог прочесть целую повесть, а то и роман без единого намёка на прямую речь. Не то чтобы оно обязательно того стоило — в большинстве случаев такие литературные эксперименты хромали на обе ноги. Однако от цели я не отступался: мне необходима была самая необычная в мире книга. Написанная, например, от второго лица.

«Хардкор»Сегодня, я знаю, такие книги найти не слишком трудно — но мне уже не интересны все эти литературные свистоперделки. Видимо, мозг уже не поспевает следить за всем сразу и предпочитает старое доброе линейное повествование, изложенное от первого или третьего лица. Что ж, никто не молодеет, верно?

Но вот с фильмами эта взвешенная позиция не работает. Кинематограф всё ещё способен притянуть меня самыми сомнительными экспериментами. Такими, как «Хардкор», снятый от первого лица.

«Хардкор»Я вроде бы должен быть доволен: «Хардкор» — настоящее торжество формы над содержанием. Он умудряется выглядеть необычно даже среди самых упоротых картин — а ведь их сегодня каждая третья. Так откуда взялось это «вроде» в начале абзаца?

«Хардкора» слишком много. Прямо чересчур его. Сперва всё очень даже здорово; но спустя 15 минут начинает закрадываться первый червячок сомнения; ещё через полчаса зрителя настойчиво теребят два вопроса: что вообще происходит и какого хрена он здесь делает. И несмотря на то, что зритель в своих сомнениях абсолютно прав, он чудовищно несправедлив.

Стойте, это как? Давайте вот что: вспомним, как делали этот фильм. Это сможет кое-что прояснить.

«Хардкор»Пять лет назад Илья Найшуллер и группа Biting Elbows выпустили клип The Stampede, снятый от первого лица. Миллионы просмотров на YouTube — и спустя два года эксперимент повторяется, разве что градус безумия теперь гораздо выше. Клип Bad Motherfucker набирает несколько десятков миллионов просмотров, а к мистеру Найшуллеру начинает подкатывать свои продюсерские шары сам Тимур Бекмамбетов. Наш герой вроде как сперва ломается, но в итоге соглашается снять полнометражную картину — впервые целиком и полностью от первого лица.

Впрочем, вы наверняка что-то об этом слышали. Как и о том, что деньги на постпродакшн собирали всем миром через краудфандинговую платформу. То есть Бекмамбетов Бекмамбетовым, но окончательное решение о выходе «Хардкора» приняли зрители. Что ж, полагаю, они получили, что хотели. Фильм вышел совершенно логичным идейным продолжением двух клипов Найшуллера — различия только в хронометраже, музыкальном сопровождении и профессиональных актёрах.

«Хардкор»Да, прежде чем ругать «Хардкор» — а это неизбежно, — я его похвалю. За Шарлто Копли (хотя честно говоря, он традиционно обаятелен, это какая-то химия) и Данилу Козловского. Да! Красавчик, ради которого вот уже лет семь отечественные женщины терпят русское кино, играет злодея! Ну не чудо ли? Не знаю, что вы там о нём думаете после всех этих «Легенд №17» и «Духлессов», но негодяй-Козловский вполне себе хорош. Даже слишком для такого фильма.

«Хардкор»Спасибо также за музыку Дарье Чаруше, саундтрек очень стильный и здорово дополняет атмосферу безумия. Спасибо за невероятный, крышесносительный экшен, который не прекращается ни на секунду. Наконец, спасибо за смелый эксперимент, это действительно круто, свежо и необычно.

Спасибо — и больше так не надо. Да, «Хардкор» необычен, но только первые 15 минут. Потому что потом вся эта тряска начинает здорово утомлять. Мы, конечно, всё равно смотрим усталыми глазами на непрекращающийся шутер от первого лица, но, скорее всего, лишь потому, что боимся окончательно потерять нить. И всё же рано или поздно теряем её.

«Хардкор»Дело не в том, что в «Хардкоре» такой уж мудрёный сценарий — как раз наоборот. И чтобы прикрыть эту простоту, Найшуллер, заодно и сценарист, навешивает всё новые и новые невероятные детали. В конце концов, эти детали затмевают собой весь сюжет. Вот откуда эти два вопроса, о которых я говорил в начале.

И за эти вопросы мне очень обидно. Илья Найшуллер так не хотел. Он снял то, что очень хорошо умел: прекрасный шутер от первого лица. Просто нужно было ограничиться коротким метром — но, видимо, продюсер Бекмамбетов на мелочи размениваться не привык. И вот нам представили чудовищно раздутый клип по мотивам Bad Motherfucker — любопытный, но, по большому счёту, не слишком интересный.

«Хардкор»Жаль. С другой стороны, это высшая лига, и мистер Найшуллер только что влетел в неё на полной скорости. Да, тут же шмякнулся головой о стену и потерял сознание — но ведь он уже внутри, понимаете? «Хардкор», вероятно, будут сравнивать с «Адреналином» Невелдайна/Тейлора и с «Пристрели их» Майкла Дэвиса — и сравнение будет однозначно не в пользу фильма Найшуллера.

Но его будут сравнивать по правилам высшей лиги Голливуда. Для дебюта, сделанного практически на коленке, это уже достижение. Вопрос в том, что станет делать с этим достижением Илья Найшуллер.


Понравился материал? Не жмитесь, делитесь в соцсетях!