Когда говорят «отключи мозг» — они что имеют в виду? Как они себе это представляют? Я должен прикинуться овощем или что? Как я могу приказать мозгу не обрабатывать информацию, которую он получает от органов чувств? Между прочим, чувств этих в штатной комплектации не меньше пяти — и это не говоря о вестибулярном аппарате. Короче, хочу я того или нет, мозг отключить не в моих силах.
Но выключить логику и здравый смысл — это я могу. И пусть себе мозг с жизнерадостной улыбкой дебила обрабатывает всю хрень, которую ему скормит Бен Уитли и его «Высотка» — я и пальцем не пошевелю, чтобы схватиться за голову и попытаться что-либо понять.
Потому что «Высотка» — это настоящее насилие над здравым смыслом. Ни один фильм из тех, что я смотрел, не вгоняет мозги зрителя в пучину безумия с таким усердием. Последовательно, шаг за шагом. Обманом, через органы чувств проникает в голову — а потом насилует мозг, угрожая немедленной расправой, вздумай только тот сопротивляться.
Зрение
«Высотка» — экранизация романа-антиутопии Джеймса Балларда, который он написал ещё в 70-х годах. Уитли оставил эстетику того времени — и это очень здорово. Сегодня, в век совершенно других технологий, подобный ход позволяет понять, как ощущалась ультрасовременность тогда, в 70-е. Такие вещи трудно воспринимать рационально — вы их видите, ощущаете и сперва даже получаете удовольствие.
Удовольствие слегка болезненное — сродни затяжному оргазму после долгого воздержания. Вроде бы уже хотите остановиться, но организм не слушается — так и глаза, смотрящие «Высотку». Они бы с удовольствием отдохнули — но в них словно вставили распорки, и вот, слезящиеся, красные от напряжения, они глядят, и глядят, и глядят.
Слух
Клинт Мэнселл — это имя стоит выбить на всех памятниках «Высотке», если таковые когда-нибудь появятся. Его саундтрек — это что-то невероятное, уши сами себе не верят. Как и мозг — в то, что эту волшебную музыку написал человек, живущий с вами на одной планете и в одно время.
Музыка Мэнселла с её контрастами дополняет прогрессирующее безумие «Высотки»; теперь ваши уши — отдельный организм, и они нуждаются в своей собственной иллюстрации происходящего на экране. Только что вы улыбались во всё лицо, глядя на очередную жутко-забавную сцену — а в следующий момент всё забавное вдруг улетучилось, оставив одно жуткое. Просто музыкальная тема резко сменила лад с мажорного на минорный, и вы неожиданно поняли, что кнопкой, отвечающей за смену вашего настроения, целиком и полностью владеет Клинт Мэнселл.
Вкус
Чувствуете, как скрипит горькая кофейная гуща на нечищенных зубах? Так, а здесь что? Это персики — почти целые, ещё не совсем испорченные, можно есть. Ещё тушёнка — довольно мерзкая на вид, но вполне съедобная. То ли дело на верхних этажах — говорят, люди там жируют, на завтрак у них шампанское и канапе. А на обед — настоящая лошадь! Ещё, я слышал, там бывают собаки. Собаки! Вот это жизнь!
Обоняние
Запах краски — впервые за очень долгое время вы чувствуете что-то по-настоящему свежее. Откуда он? Зачем кому-то понадобилось нарушать царство гниения и упадка? Этот человек — на нём всё ещё рубашка и галстук, хотя пахнет он наверняка неприятно. Но краска перебивает всё остальное.
Нюх у вас обострился — теперь вы ощущаете разные оттенки падали и гниения. Этот умер недавно. А вон тот лежит уже дня четыре, не меньше. Резковато. Подойдите лучше послезавтра, может быть, найдёте что-то полезное.
Осязание
Чувствуете? Это что-то под сердцем. Что-то из старого мира, когда всё было сложнее и все были требовательнее. Подержите немного здесь свою руку, ок? Всё равно у вас больше ничего не осталось — только то, что можно потрогать.
Но ведь… эй, есть ведь совершенно новые ощущения! То, что вы никогда не решались попробовать тогда, в прошлой жизни. Огромное количество сексуальных девиаций, ставших теперь нормой — целый дивный новый мир! И вы, сами себе хозяин, теперь можете всё! Пробовать, трогать, вертеть, мять, бить.
А потом убейте. Избейте до смерти, например. Интересно, что вы почувствуете?
Вестибулярный аппарат
Высотка — это всё она. Нависает над вами со всех сторон, откуда ни посмотри. Дезориентирует. Нужно стремиться вверх, на самую крышу. Там не будет этого давления. Говорят, там одни небеса, а под ними цветут волшебные сады.
Рвите зубами и когтями всё, что попадётся на пути, чтобы только добраться туда. Ничто вас не остановит. Поднимитесь на самый верх…
Но ведь вниз быстрее, так? Нужно только посмотреть — и нога сама соскользнёт с парапета. Это даже не самоубийство. Избавление. Победа над высоткой.
Что вы выберете? Кем будете? Вы — это всё ещё вы?
Понравился материал? Не жмитесь, делитесь в соцсетях!
jurgis dumbliauskas
Порадовал слог)
Юрий Костузик
) Благодарю
jurgis dumbliauskas
Тебе спасибо. Я забыл, что собирался этот фильм посмотреть. Напомнил) Сча посмотрю
Юрий Костузик
Обязательно.
jurgis dumbliauskas
Претенциозно. Вычурно… Забавно)
Юрий Костузик
Именно.
jurgis dumbliauskas
И почему-то весь фильм вспоминал про французский «Delicatessen». Хз почему…
jurgis dumbliauskas
Ну и, разумеется, — не знаю, вольные или невольные отсылки к французской революции, к придуманной, но вошедшей в историю фразе: — У них нет хлеба? Так пусть едят пирожные. Удивительно, какие в фильме тупые диалоги, но если все воспринимать вкупе, то сидишь и ловишь ассоциации… Спасибо, что напомнил об этом фильме — я его с удовольствием смотрю, и пользу из него извлеку, что немаловажно…
Юрий Костузик
Обращайся)
jurgis dumbliauskas
Смотри-пиши 😉
jurgis dumbliauskas
Ну и по итогу — красиво отснятый дикий бред. Как кошмарный сон без логики, но пугающий, от которого нормальные люди пытаются отделаться-забыть, но некоторые, проснувшись, тщетно пытаются запомнить, с промежутком в секунду понимая, что ускользает даже не «сюжет», а сама логика мира, в котором «вот это все» разворачивается. Хорошо, что в этом случае очень четко, пусть и не до минут действия, вспоминаются куда более реалистичные «Письма мертвого человека». А абсурд — да, хорошо. Да, есть даже попытка пощекотать мораль. Но на выходе — лишь красивая картинка. Как сон задремавшего в августе в средней полосе на гамаке дачника, длившийся ту секунду, когда ему в нос пыталась пролезть мясная муха…
Юрий Костузик
Неплохо)
jurgis dumbliauskas
Не, ну некоторые моменты мне понравились: то, что главгерой в некоторых ракурсах похож на Дика Богарта (Жаль, на Одри Хёпберн никто не похож:) Опять же про то, как бредовейший, написанный как будто подростком-леваком из Западной Германии диалог про то, что нужно взять в супермаркете, не вызывает рвотного рефлекса, а забавляет… Хотя очень много, IMHO, запорото — и «симметрия» про краску (казалось бы, еще и «посередке» разбавленная даже динамикой (но чеховское ружье не выстрелило на мой взгляд, а максимум солью в жопу стрельнуло), и как та же у «сливок» «одежда превращалась» — от элегантности, от того, что «нижние» и в реальности перенимают (как «кич» — это вот для меня, для пролетария — это я про их «вечеринку «аля-людовик-король-солнце») etc до девок в колготках под ребра и грязи на «колонизаторских» костюмах — ну, круто, ну символично, но не в такой общей символике. Не «капустник», интересно смотреть, но — kindergaten и от психологии, и от киноязыка… Не согласен? Звук — 4 цимбал из 5, работа оператора — 5 разбитых в экстазе актеров камер из 5, сценарий (включая диалоги же) — 2 раздвоенных лезвием языка панка в собственной ванне папиным лезвием «Нева». Не?
Юрий Костузик
Норм)