«Ведьма из Блэр: Новая глава», 2016Меня очень легко напугать. Я про иррациональный страх: темнота, шорохи, внезапные вопли, стоны и скрипы там, где их быть не должно. Правда, я это довольно умело скрываю. Так что если вы вдруг соберётесь ночью в полной тишине с диким криком выскочить из моего шкафа, я, вероятнее всего, и бровью не поведу. Небрежно перевернусь на другой бок и захраплю себе дальше. Это я умею. Но с утра под моей кроватью будет приличных размеров куча идеально ровных кирпичей, так и знайте.

Но ведь дурное дело нехитрое, верно? Того, о чём я сейчас говорю, испугается любой нормальный человек. И «испугаться» — слишком мягкое слово. Я бы сказал, большинство людей в таких обстоятельствах двинет коней к такой-то матери. Поэтому все эти бу-эффекты — та ещё дешёвка, не так ли, мистер Ван?

Но этот хотя бы знает толк в том, что делает — в отличие от орд голливудских бездарей, которые ежегодно вываливают на нас тонны мусора от жанра ужаса. Когда их останавливала дешевизна? И вот хоть убейте, я никак не могу понять, что ими движет; за каким хреном они снимают хорроры, рассчитанные на сиюминутный эффект? А ведь он, скорее всего, таким и останется: зритель, переживший несколько неприятных минут в кинотеатре, дома об этом уже и не вспомнит. Ну, и кому оно надо?

На фоне жанровой серости ещё ярче сияют отдельные самородки. Кто мог представить в 99-м году, что фильм, снятый любителями не пойми как и за сущие гроши, станет не просто классикой жанра, а произведёт настоящую революцию? Говорят, дело в репортажной манере съёмки, характерной для всех этих «найденных плёнок». А я думаю, такой приём — скорее необходимость в тогдашних обстоятельствах, хотя вышло всё, конечно, очень и очень удачно. И самое крутое в том старом фильме — он научил нас бояться того, чего не видно. Каждый план, вроде бы небрежный и рваный, нагнетает максимум неуютных эмоций: сперва недоумение и тревогу, а в итоге — первобытный иррациональный ужас.

«Ведьма из Блэр: Курсовая с того света», 1999Впрочем, чего хвалить «Ведьму из Блэр: Курсовую с того света» — она уже и так своё получила. И благодарны должны быть не только мы, зрители, но и киноделы всех возрастов и талантов. Став одной из самых оригинальных и интересных картин в своём жанре, первая «Ведьма из Блэр» тем самым возродила интерес к мокьюментари-хоррорам. Да, чаще всего они были скорее говном, чем нет: одни и те же планы, одни и те же сюжеты, одни и те же штампы — ну ни хрена нового. Но случались и действительно страшные ленты — хотя ни одна из них так и не смогла приблизиться к сделанному на коленке фильму 99-го года.

И что вы думаете? Адам Вингард, успевший снять несколько неплохих триллеров, вдруг озаботился тем, чтобы память о «Ведьме из Блэр» не вздумала угаснуть. Он взял сценаристом своего большого другана Саймона Баррета, и вместе они создали картину под названием… погодите-ка… «Ведьма из Блэр»?!

«Ведьма из Блэр: Новая глава», 2016На самом деле, разница, конечно, есть. В оригинале первый фильм называется The Blair Witch Project — намёк как раз на «документальную» составляющую. Лента Вингарда зовётся проще: Blair Witch. И правда, мы ведь все хорошо знаем, о чём речь, так зачем эти сложности.

Но, к сожалению, разницы в названиях слишком мало, чтобы сделать новый фильм. По большому счёту, «Ведьма из Блэр» 2016 года, технически являясь сиквелом первой части, полностью её же и копирует. Да, слегка меняются реалии, вспомогательные средства, актёров теперь побольше — но всё это отдаёт такой же новизной, как старое дедовское пальто на антресолях. История, которая сперва хоть как-то по-новому пытается обыграть события и приёмы старого фильма, очень скоро забывает о своём стремлении, а потом и вовсе превращается в обычный бу-ужастик.

«Ведьма из Блэр: Новая глава», 2016Как вообще режиссёру могло прийти в голову использовать такие сомнительные средства в мире, где до него уже сделали всё как надо и задали определённую планку? Атмосфера оригинальной ленты достигалась не внезапными воплями и всем этим дерьмом, а нарастающей паникой, которую герои сообщали зрителю. Часто для этого даже не нужно было слов, не говоря уже о каких-то эффектах — нам просто показывали длиннющий рваный план чьего-нибудь лица, и мы кусали ногти от напряжения.

Новая «Ведьма из Блэр» так не умеет. Я не могу сказать, что Вингард не пытался руководствоваться методами старого фильма — кое-где эти попытки очень даже видны. Но, в отличие от первоисточника, каждый напряжённый момент рано или поздно скатывается в сраную банальщину. Невероятно. Парень, ты взял для работы лучший хоррор-материал в мире — какого хрена ты всё испортил?

«Ведьма из Блэр: Новая глава», 2016А я знаю, в чём дело. То, что выгодно отличало в своё время оригинальную ленту, точно в такой же степени вредит новой. Манера съёмки. Снять бы Адаму Вингарду фильм традиционными средствами — уже было бы гораздо лучше. Мы живём в XXI веке не первый день, и нам давно обрыдла эта ваша трясущаяся камера.

И если бы только она. Тот самый Саймон Баррет, толковый, в общем, сценарист, забил здоровенный болт на свою работу; взял старый сценарий, вписал в него совершенно дебильные диалоги, добавил то тут, то там абсолютно невменяемых деталей — и был таков, сукин сын.

«Ведьма из Блэр: Новая глава», 2016Это мистера Баррета нужно благодарить за то, что первую половину фильма мы отчаянно искали отличия новой истории от оригинала, а вторую — пытались убрать руку от лица, которая поселилась там в вечном фейспалме. Спасибо, Саймон.

Наконец, самое ужасное: новая «Ведьма из Блэр» совсем не страшная. Да, Вингард обожает припугнуть зрителя всеми этими громкими неожиданными звуками — но это работает долю секунды. Мы вздрогнем и даже не попытаемся отвернуться или закрыть глаза — с чего вдруг, если не страшно. Здесь есть чуть-чуть паники — и вот эту линию развить бы посерьёзнее, но нет. Всякий раз, когда мы уже готовы запаниковать вместе с персонажем, происходит нечто настолько идиотское, что всякий страх тут же забывается.

«Ведьма из Блэр: Новая глава», 2016Меня очень легко напугать — это чистая правда. Но поселить в моём сердце настоящий первобытный ужас нужно уметь. Так же, как нужно уметь снимать жуткие фильмы, основываясь на тёмном мире внутри человека, а не вне его. Поэтому оригинальная «Ведьма из Блэр», при своём крошечном бюджете, такая страшная — в ней даже самый обычный и со всех сторон благополучный персонаж может стать смертельным врагом самому себе. За очень короткое время. Всё, что ему для этого нужно — собственный впечатлительный ум.

А новый фильм Адама Вингарда дороже в 200 раз. И он начисто забудется уже через неделю. Нестрашный, неоригинальный, не слишком интересный, а во многих эпизодах откровенно дебильный — таких уже были сотни, а будет, вероятно, ещё больше.


Понравился отзыв? Не жмитесь, делитесь в соцсетях!