«Тёмная башня»В мире, который сдвинулся с места, добрых чудес не бывает. Здесь правит безраздельное, абсолютное зло. Люди на машинах врезаются в толпу, убивая и калеча всех без разбору; самолёты вдруг пропадают посреди ясного неба — и никто никогда их уже не найдёт; номера гостиниц пожирают своих постояльцев, а автомобили — своих пассажиров. Здесь маленькие городки опасны не столько старыми кладбищами, сколько омерзительными секретами местных жителей. Здесь самый страшный монстр принимает личину безобиднейшего создания: старушки-библиотекаря или улыбчивого клоуна со связкой воздушных шаров.

В мире, который сдвинулся с места, нет места ничему доброму и светлому. И надо ж такому случиться, что именно в нём нашёлся отчаянный смельчак, готовый взяться за экранизацию одного из самых сложных и объёмных литературных произведений! Слышите? Это люди, в ужасе и безнадёге склонившие головы ещё много лет тому назад, вдруг принялись роптать. Почувствовали надежду, зашептали, заохали — Стрелок идёт! Да какой — последний из рода Эльда! Он остановит Разрушителей, убьёт Алого Короля, он спасёт Башню!

«Тёмная башня»Хрена лысого, вот что. Даже думать забудьте. Вот вам страшная правда: над нами просто издеваются; дают призрачную надежду, чтобы потом враз всё отнять. Хуже всего то, что мы догадывались: байки про экранизацию «Тёмной башни» не более чем городская легенда. Стрелок так и останется в книгах — как бы мы ни хотели увидеть его на экране.

Чёрт, да мы столько образов на него уже примерили, ну же! Но нет. В нашу спальню пришёл Николай Арсель, а с ним кучка именитых продюсеров и сценаристов. Вот они улеглись прямо в ботинках на ложе — то самое, что мы готовили для Главного Фильма. Поёрзали на нём, смяли все простыни, не забыв в них хорошенько высморкаться. Потом подняли свои задницы и торжественно двинулись к выходу. А перед тем, как захлопнуть за собой дверь, поднатужились и смачно пёрнули, навсегда испортив воздух этой волшебной комнаты. Ну не мрази ли.

«Тёмная башня»Ладно, к чёрту все эти словесные изыски. Мы действительно боялись этого дня до усрачки. Ну как, как, ради всего святого, возможно переложить на киноязык семь с половиной томов запутаннейшей и эпичнейшей из историй? Это какой нужен титанический труд сценаристов и режиссёра? Каким долготерпением должны обладать продюсеры? До скольки должны уметь считать студийные боссы, чтобы только представить себе эти бюджеты?

Эй, нет, говорят нам продюсеры Акива Голдсман и Рон Ховард. Нет-нет, трясёт головой режиссёр Николай Арсель. Хрень какая-то, пожимают плечами сценаристы (среди которых те же Голдсман и Арсель). Ну что вы, смеются в Sony Pictures. Мы сделали всё максимально понятно и доступно — и потратили на это всего 60 миллионов долларов. Правда, нам пришлось урезать хронометраж до полутора часов.

«Тёмная башня»Полтора часа?! А что вы успеете за это время? Кинг писал своё полотно 30 лет — как быть с этим? Но создатели фильма «Тёмная башня» храбро надувают щёки — другие времена, другие цели. Мы просто введём зрителя в курс дела, а дальше само как-нибудь пойдёт, говорят они.

Но не пошло. Арсель, Голдсман и присные успели лишь наметить пару-тройку ключевых игроков и эпизодов вселенной «Тёмной башни». Сейчас они, разумеется, будут бубнить, что так и задумывали — да только хрен кто в это поверит. Фильм с самых первых кадров и до последнего вздоха изо всех сил пытается замахнуться на эпопею межгалактического масштаба — но очень уж мало этих силёнок. Всё, на что их хватает, — взять нас, зрителей, под мышки и, отдуваясь, пронести на небольшой скорости через несколько километров Срединного мира. А потом бессильно грохнуться оземь, скомкав всё на свете. Да уж, эпохальное путешествие, нет слов. Такими темпами Чайльд-Роланд в жизни не дойдёт до Тёмной башни, вот что.

«Тёмная башня»Кстати, может, и хорошо, что не дойдёт. Потому что величайшего из Стрелков, Роланда Дискейна, сына Стивена, играет Идрис Эльба. Стойте, стойте, дело не в том, что он темнокожий. Плевать, это же Роланд, человек вне расы и времени. Проблема глубже: он темнокожий в кожаном плаще. Вы чувствуете, к чему приведёт встреча такого Стрелка с Алым Королём (если она вообще состоится)? Старый злыдень просто подавится от хохота. И последними его словами во всех мирах будут: «Блэйд, дружище, вот уж кого не ожидал!..».

А ещё местный Роланд довольно много болтает и целых два раза улыбается. Два раза за полтора часа — и мы понимаем, что с таким несерьёзным подходом ему нипочём не одолеть всех боссов. И он ни разу не говорит «Ка» (нечто сродни року или карме) — а ведь это самая известная реплика Стрелка. Она, как “I’ll be back” у Т-800, — сообщает нам всё, что нужно знать о персонаже. В общем, Роланд Дискейн из вас так себе, мистер Эльба.

«Тёмная башня»Ещё один центральный персонаж киноверсии — паренёк по имени Джейк, его играет Том Тейлор. Здесь сценаристы дали себе волю — история героя довольно сильно отличается от книжной. Джейку обновили биографию — она теперь не такая мрачная и более… кинематографичная, что ли. Да, куча штампов, которых не было в романах — и всё же справедливость требует отметить, что именно эта часть фильма единственная, которой идёт странный темп повествования. Безумие маленького мальчика всего лишь намечено — но намётки эти точные и довольно любопытные. Правда, ближе к концу его мотивация начинает хромать на обе ноги, а потом и вовсе падает замертво.

Ладно, вот кое-что действительно стоящее. Мэттью Макконахи в редком для себя амплуа негодяя. Любопытно: клишированный для зрителя образ инфернального злодея совершенно не мешает мистеру Макконахи выглядеть действительно страшным. Правда, с оговоркой: чтобы испугаться местного Человека в чёрном, стоит иметь представление о его книжном прототипе. У Мэттью Макконахи это представление имеется, так что он идеально вписался в эту роль — и даже сделал своего персонажа лучше, убедительнее. Это всё его знаменитое выражение лица с чуть приоткрытым ртом или, напротив, крепко сжатыми губами и скептической гримасой. Жестикуляция Человеку в чёрном не нужна — Макконахи это знает и использует только разрешённые приёмы.

«Тёмная башня»К сожалению, этого очень и очень мало. Пусть местный негодяй неплох — но даже Мэттью Макконахи не в силах выжать из него больше, чем вложили сценаристы и режиссёр. Здешний Человек в чёрном никак не развивается и довольно быстро надоедает, а кроме него нам предлагают лишь абы каких пластилиновых монстров, чья откровенная дешевизна заставляет руку саму лезть в карман за подачкой нищебродам из Sony.

Да, «Тёмная башня» не только катастрофически мала — она невероятно дешёвая. Похоже, большая часть несчастных 60 миллионов ушла на гонорары двум главным актёрам, потому что всё остальное даже не пытается пустить пыль в глаза. Экшен-сцены совершенно убогие, камера ни разу не даёт нам общий план сражения, а знаменитая хореография книжного Стрелка на экране оборачивается скучной скучищей.

«Тёмная башня»Наконец, авторам надоедают собственные потуги, и они просто заканчивают свой фильм. Практически на ровном месте. Вот вроде бы начиналась важная сцена — а, нет, уже титры. Ну просто здорово.

Знаете, я тут зужу, весь недовольный, а некоторые тем временем считают, что экранизировать «Тёмную башню» было в принципе невозможно. И хорошо, мол, что нам пришлось смотреть на это всего полтора часа — ведь могли быть и все три. Ну так вот что я скажу: Питер Джексон в своё время перевёл на экран «Властелина колец». На это ему понадобилось целых три длиннющих фильма — зато он уж распорядился этим временем как надо. Сегодня его трилогия считается классикой своего жанра и кинематографа в целом.

«Тёмная башня»Говорите, нельзя экранизировать «Тёмную башню»? Да, нельзя — если у вас нет сердца и рук, а вместо головы задница. Иначе никаких препятствий. Но видимо, для этого мира такой расклад невозможен, да?

Что ж, пусть. Есть и другие миры, кроме этого.


Делитесь отзывом в соцсетях — возможно, это сэкономит кому-то время.