«Терминатор: Генезис»Надежда не умирает. Мы думали, что она уже давно того — но нет, до сих пор живёт. Её шпыняли, давили, над ней глумились и издевались. В конце концов, пришёл Джонатан «Убийца всякой надежды» Мостоу и загнал в неё здоровенный костыль. Казалось, жизнь после этого потеряла всякий смысл. Да, мы продолжали существовать, влюблялись, женились, делали детей — но каждый из нас знал, что смысла во всём этом не больше, чем в концерте Pink Floyd в Шабанах.

Потому что «Терминатора» больше не будет, думали мы. Наше детство похоронили под амбициями режиссёра-неумехи, а потом ещё раз обманули, сняв отдельный, самостоятельный фильм по мотивам предыдущих.

Но надежда на то и надежда — и мы дождались пятого «Терминатора». Смотрите на эти толпы идущих на «Генезис» — это смелые, бесстрашные люди. Большинство из них знает, что критикам фильм не зашёл — но они также уверены, что в случае с «Терминатором» доверять надо не критикам, а своему детскому сердцу.

«Терминатор: Генезис»

Он пришёл спасти наши надежды

И сердце не обмануло, хотя ничего такого, что поражало бы воображение, зрители не получили. В других обстоятельствах «Терминатор: Генезис» оказался бы обычным боевиком со слишком мудрёным сюжетом и унылыми диалогами. Наверное, так на эту картину и смотрит человек, не знакомый со зловещим миром, которым правит «Скайнет». Наверное, такие люди есть. Но это совершенно точно не мы, выросшие на культе первых двух фильмов серии.

Нам не нужно объяснять, что такой Кайл Риз и как он может быть моложе собственного сына. Мы охотно верим, что мимикрирующий сплав можно разрушить раскалённой сталью. Мы знаем, что Т-800 вечен — во всяком случае, в наших сердцах.

«Терминатор: Генезис»

Жидкие непоруганные крупицы

Всего-то и нужно было — дать нам те крупицы, над которыми ещё не надругалась третья часть. И мы, казалось, были готовы ко всему: вот тебе щека, Алан Тейлор, бей же!

А то, что вышло, оказалось настолько же неожиданным, насколько и замечательным. «Генезис» не стал шедевром — но только потому, что и не претендовал на это. Не хотел отнимать у нас наше детство. Он стал домашней пижамой — её не наденешь в ресторан, но расставаться с ней очень трудно. Да и для тематических вечеринок подойдет.

Впрочем, хватит хвалить почём зря, сперва почём зря обругаем.

Кайл Риз

Ничего святого — это про Джая Кортни, который обговнял одного из самых чудесных персонажей боевиков. Майкл Бин, игравший Риза в оригинальном «Терминаторе», должен сейчас мобилизовать все свои силы, чтобы не застрелиться, а заодно не прихватить с собой мистера Кортни.

«Терминатор: Генезис»

В смысле — собачка?

Мы помним Кайла Риза бойцом, молчаливой тенью Сары Коннор — но здесь что-то пошло не так. Здесь Риз — бесполезная комнатная собачка, которая только и может бегать и тявкать на всех подряд. Это очень удручает — в конце концов, Риз ключевая фигура в великом деле спасения человечества. Или уже нет?

Сара Коннор

«Терминатор: Генезис»

У меня был неудачный день, парень

Саре не везёт. 31 год назад её пыталась убить какая-то железная хрень из невероятного 2029 года, потом её посадили в психушку, сын — кровиночка родная — успел от неё отречься, а потом уже за ним охотился механический псих из будущего. Единственного мужика, с которым она была счастлива, убили, из друзей у неё только киборг да мексиканец-контрабандист. Покой не приходит даже ночью: Саре снятся пророческие кошмары, от которых волосы дыбом.

Немногие светлые моменты и то перечёркиваются — такова, видно, её доля. Вот, скажем, когда-то Сару играла Линда Хэмилтон, и всё было хорошо. Пока не пришёл Джонатан Испорчу-Ваше-Детство-Мостоу и не похоронил персонажа ко всем херам.

«Терминатор: Генезис»

Я всё просрала, да?

Мы думали, хуже уже некуда — но хрен там. Алан Тейлор взял на роль Сары свою любимую Эмилию Кларк — красивую, харизматичную и совершенно бесполезную в роли матери спасителя человечества. Такая здоровенная ложка дёгтя вполне могла бы погубить весь фильм, если бы не

Джон Коннор

В отличие от матери у Джона как раз всё ок (если не считать ту сомнительную историю с разочарованием в жизни и себе, которую нам подали в третьем «Терминаторе»). У его персонажа детство, о котором мечтает каждый мальчишка — ещё бы, личный киборг! И это цветочки, ведь в будущем Коннору предначертано стать мессией.

Актёры в полнометражках выбирались соответственно. Эдвард Фёрлонг был тем самым подростком-распиздяем, который через пару лет либо сторчится, либо загремит за решётку (а скорее всего, и то, и другое). Несмотря на тотальный идиотизм третьей части, Ник Стал был скорее удачным решением, чем нет: перерождение Коннора из развалины в надежду всего человечества вполне удалось. А Кристиан Бэйл — это уже тот самый спаситель, на которого намекал персонаж Майкла Эдвардса из «Судного дня».

«Терминатор: Генезис»

Он научил нас сражаться с бездарностью и разгильдяйством

И вот пришёл Джейсон Кларк — актёр, который своим мастерством вытягивает всю разгильдяйскую братию пятого «Терминатора». Ему бы, как и Бэйлу шесть лет назад, просто выехать на харизме, которой в достатке — но вот нет. Дж. Кларк наслаждается процессом, выжимает каждую свою сцену до последней капли. Он чувствует себя Джоном Коннором — а зритель это тут же схватывает. Такая ментальная связь разрушает барьер между актёром и аудиторией, и для боевика это просто здорово.

Т-800

Старый конь, борозда, портить — составьте из этого единственно возможное предложение. Ради этого персонажа затевался весь дорогущий фильм. И — спасибо за маленькие радости — Т-800 повторяет свои лучшие трюки из предыдущих частей. Преклонный возраст Арнольду нисколько не мешает.

«Терминатор: Генезис»

Опять мир спасать

И всё же есть один червячок, который меня точит: фиксация на Т-800 в некоторых эпизодах превращает его чуть ли не в клоуна, которого выставили на потеху публике. Что-то подобное было в богомерзком «Восстании машин» — там персонажу внедрили знания по психологии. Видимо, чтобы мы поржали.

Но мы не должны ржать над Т-800. Это совершенное орудие убийства. Нихрена не смешное. Жестокое и неумолимое. Если вы об этом забыли, вспомните сцену у ворот психушки из второй части, где Арнольд перебивает ноги охраннику.

Т-1000

Слава богу (или, скорее, «Скайнет»), что прогресс не стоит на месте. К нам вернулся наш любимый злодей, киборг из мимикрирующего сплава. И вот тут Роберт Патрик, исполнитель оригинальной роли, должен рыдать в голос от нахлынувших чувств.

«Терминатор: Генезис»

Т-1000, которого мы заждались

Потому что пришёл Ли Бён Хон, человек, сумевший не просто повторить великолепную игру Патрика, но и сделать персонажа ещё более жутким. У Т-1000 теперь меньше экранного времени, но всё, что есть, он тратит с холодной расчётливостью робота… ах, да. Ли Бён Хон берёт всё лучшее из повадок Роберта Патрика — и умножает в 10, 20, 50 раз! Характерная внешность играет только на руку — Т-1000 невозможно убить, он всё равно вернётся, в том или ином виде. Зритель дрожит от жути и восторга — и это лучший панегирик Ли Бён Хону.

«Терминатор: Генезис»

Есть минутка поговорить о господе нашем «Скайнет»?

По персонажам примерно ничья, так? Но есть ведь что-то, что заставляет нас пищать от восторга помимо этих железяк?

Да, друзья и соседи. Есть. Наши с вами воспоминания. Их взяли из наших голов, аккуратно промыли тёплой водой и подали в таком виде, что потянет на блюдо дня. Любая сцена, каждый диалог из первых двух фильмов, то, что уже давно стало классикой кинематографа — всё это снова задышало. Алан Тейлор обходится с нашими воспоминаниями так, словно это хрупкая китайская ваза какой-то там дремучей династии.

«Терминатор: Генезис»

А ты, мать твою, откуда здесь?

Да, реминисценции — известный инструмент, очень эффективный, если им пользуется умелый режиссёр. Но взять из другого фильма сцену целиком и органично вписать в неё свои детали — это ювелирное мастерство. Что-то невероятное. Благодаря таким эпизодам «Терминатор: Генезис» можно будет пересматривать раз за разом — и за 24 года это первый случай в серии.

Вы будете ругаться по поводу детской игры дуэта Эм. Кларк — Кортни, разводить руками во время бессмысленных диалогов и тошнотворных соплей в каждой сцене с Сарой Коннор. Вас будут раздражать нелепые поступки героев — но это всё со временем станет «пасхальными яйцами» фильма, так же, как и фраза I’ll be back.

«Терминатор: Генезис»

Дядя Боб страдал не меньше нашего

Вот что, хватит ныть, мы получили то, что должны были получить ещё 12 лет назад. «Терминатор: Генезис» оказался сиквелом, который мы выстрадали, посмотрев дебильную третью часть и спин-офф «Да придёт спаситель». Мы сами не знаем, чего ждали от нового фильма — и то, что в итоге вышло, стало лучшим возможным решением. Нам подарили конструктор, множество новых вселенных, которые можно строить самому. В своих фантазиях, да — но ведь Голливуд вполне способен воплотить некоторые из них в следующих фильмах.

Надо верить. И надо спешить: Шварценеггер уже немолод. Хотя и небесполезен.