«Тарзан. Легенда»В 1997 году Джеймс Брукс снял «Лучше не бывает» — помните, та комедия с Джеком Николсоном. И Хелен Хант, да, простите. Хелен Хант тоже, конечно, там снялась. Фильм номинировали на семь «Оскаров», из которых он взял два. Точнее, взяли всё те же Николсон и Хант. (Боже, я до сих пор не верю, что у Хелен Хант «Оскар» за лучшую женскую роль.)

Чтобы вы представляли себе, что означают эти два «Оскара» (и ещё пять номинаций, в том числе и за лучший фильм), я освежу в вашей памяти события тех лет. Шорт-лист 70-й церемонии вручения наград Американской киноакадемии вполне можно назвать «группой смерти». Среди прочих в номинации «Лучший фильм», например, боролись «Титаник», «Секреты Лос-Анджелеса» и «Умница Уилл Хантинг». К ним попал и наш с вами «Лучше не бывает». Безумие.

«Лучше не бывает»

— Безумие? Чистейшее. Я сперва сопротивлялся, но «Оскар» есть «Оскар».

Компанию Хелен Хант в номинации «Лучшая женская роль» составили Джуди Денч, Джули Кристи, Кейт Уинслет и Хелена Бонэм Картер. Как вам? На лучшую мужскую роль второго плана от фильма «Лучше не бывает» представили Грега Киннира — что ж, ему пришлось сражаться с Энтони Хопкинсом, Бёртом Рейнольдсом и Робином Уильямсом. Последнему и досталась чёртова статуэтка.

Знаете, есть сильное подозрение, что кто-то очень хотел впилить в зрительское сознание ленту «Лучше не бывает», но выбрал крайне неудачное время. Здравый смысл победил: киноакадемики не позволили фильму Джеймса Брукса получить самую крутую награду — и в то же время не сговариваясь отдали «Оскар» за главную мужскую роль великолепному Джеку Николсону. Справедливо: он в одиночку вытащил тот фильм. Стал противовесом, который не дал картине «Лучше не бывает» скатиться в унылое говно.

«Лучше не бывает»

— Кто герой? Твой папочка герой. Папочку все любят. Значит, и тебя стерпят.

Пример показательный — и далеко не единственный. Мы с вами повидали достаточно поделок, которые остались на плаву лишь благодаря актёрской игре одного человека. И вот вам ещё одна — «Тарзан. Легенда».

Интересно, как далеко распространялись амбиции режиссёра Дэвида Йейтса и Warner Bros., связанные с новым «Тарзаном». С одной стороны, я не заметил особенной рекламной шумихи — всего три трейлера, а больше ничего и не припомнить. С другой, «Тарзан. Легенда» снимался с прицелом на 3D и IMAX, а бюджет в 180 миллионов долларов и богатейший актёрский состав окончательно сбивают с толку. Такие картины, как правило, очень ожидаемы и зрителями, и критиками.

«Тарзан. Легенда»

— И я уже лечу к тебе, мой новый поклонник! Кто бы ты ни был.

Но я узнал об этом фильме совсем недавно: случайно увидал его постер где-то в интернете. Уже ближе к премьере в кино стали крутить трейлеры. И у меня складывается впечатление, что деятели из Warner Bros. в какой-то момент засомневались в удачной прокатной судьбе «Тарзана». Чуть-чуть отступили. Буквально шажок. Что ж, они там спецы, им виднее.

Тем более что картина и в самом деле вышла не такой крутой, какой могла бы стать — при этих героях и сеттинге. Несмотря на весь свой бюджет, «Тарзан. Легенда» больше всего напоминает приключенческие фильмы 90-х годов. Вы с удовольствием посмотрите их по телику, на финальных титрах переключите, а через минуту забудете о них навсегда.

«Тарзан. Легенда»

— Эй, а верёвка зачем? — Тсссс, нам нужна запоминающаяся сцена. Связанная Марго Робби — как думаешь, запомнят они такое?

Почему так? Во-первых, история нового «Тарзана» простая, как солдатский сапог. Не то чтобы мы ожидали каких-то особых изысков от киноадаптации приключенческого чтива начала XX века, но дайте хоть какую-нибудь интригу, эй! Самый завалящий неожиданный поворотик, ну хоть что-то! Однако сценаристы Адам Козад и Крэйг Брюэр оказались скучнейшими людьми на планете, а значит, смотрите, что дают, и не нойте.

Второе — отсутствие атмосферы. Вообще, чтоб вы представляли, о чём речь, действие «Тарзана» по большей части разворачивается в Конго. Африка. Крокодилы-убийцы. Гориллы-убийцы. Бегемоты-убийцы. Все вокруг — убийцы. Я отказываюсь понимать, как можно не использовать на всю катушку такой богатый материал. Но режиссёр Йейтс, в отличие от меня, очень хорошо всё понимает. Иначе как объяснить совершенно пластиковые джунгли, героев с картонными физиономиями и бессмысленный набор диких зверей.

«Тарзан. Легенда»

— Погоди, я такое уже где-то видел. Ну точно, «Книга джунглей!» — Там был индийский слон, придурок. У него уши меньше.

В джунглях идёт дождь — но вы в это не верите; скорее всего, его нарисовали мастера спецэффектов. Или, на худой конец, кто-то поливает водой съёмочную площадку из огромного шланга. Вот она, ирония, а? Фильм очень богатый, во многих сценах нарисованные эффекты трудно отличить от настоящих съёмок — но атмосферности ноль.

Может, актёры помогут? Их ведь тут целая россыпь. Смотрите, вот Марго Робби — ошеломительно красивая. Похожа на плакат с изображением самой себя. Вот Сэмюэл Л. Джексон (впрочем, этот, кажется, вообще везде). Он очень круто выглядит — за это спасибо гримёрам, которые омолодили его лет на двадцать. Но вот играть не торопится — хотя, вероятно, здесь вновь виноват сценарий, в котором не нашлось удобного места для мистера Джексона.

«Тарзан. Легенда»

— Ты только не смейся. Я сейчас обернулся, и мне показалось, что за нами идёт огромная обезьяна. — Герои не оглядываются, Сэм.

Наконец, вот же сам Тарзан — Александр Скарсгард. И к нему вопросов меньше, потому что эта набыченная поза, сжатые кулаки, взгляд исподлобья — таким и должен быть герой, до конца не осознавший себя человеком. Это скорее очень красивый зверь, так что мистер Скарсгард подходит идеально. Другое дело, что смотреть на настоящего зверя, гуляющего по пластиковым джунглям, которые сплошь заставлены картонными фигурами, не слишком интересно. Это зоопарк, и атмосфера соответствующая.

«Тарзан. Легенда»

— Глянь, салат не застрял? — Всё норм, братан. — А на верхних?

Всё было бы совсем никак, не будь у мистера Йейтса Кристофа Вальца. Вот он, противовес. Именно благодаря его игре «Тарзан. Легенда» остаётся вполне себе смотрибельной лентой. Вальц играет нашу любимую роль — злодея, готового на всё ради удовлетворения своих шкурных интересов. Это, конечно, не тарантиновский нацист из «Бесславных ублюдков» — но очень отчётливое его эхо. Я понимаю, звучит не лучшим образом для Кристофа Вальца, но давайте смотреть на вещи здраво: он один тащил на себе весь этот тяжеленный фильм. Вальц не всесилен — именно поэтому роль Леона Рома не станет лучшей в его карьере.

«Тарзан. Легенда»

— В смысле не станет? Какого тогда хрена я здесь делаю?

Но она определённо станет самой запоминающейся в ленте «Тарзан. Легенда». И создателям этого фильма стоит, пожалуй, поставить Кристофу Вальцу небольшой памятник — как человеку, который спас их картину от бесповоротного провала.


Понравился отзыв? Не жмитесь, делитесь в соцсетях!