Показать в кино маньяка — так себе достижение. Зритель сегодня откормленный, удивить его самим фактом наличия суперпсихопата довольно трудно. Он размышляет примерно так: что там показывать, найди в мировой медицинской практике подходящего персонажа, придумай более-менее занимательный эпизод из его творческого пути, пригласи на роль обаятельного гада — и всё, стриги бабло и готовься к сиквелу.

Я к тому, что сегодня в области всех этих маньяческих фильмов относительный порядок. В своё время тут наснимали кучу каноничных лент, и теперь, даже подражая им, можно сделать очень крепкое в своём жанре кино.

Изредка, конечно, случаются приятные исключения (неприятные тоже бывают, и чаще, но кому они интересны). Всякие там «Кто вы, мистер Брукс?» или «Ганнибал. Восхождение» — эти были хороши не только харизмой персонажей и относительно неординарным сюжетом, но и тем, что в них протагонист одновременно являлся основным злодеем. Нам сейчас это не кажется чем-то удивительным — сказывается обилие сериалов с сомнительной чистоты морали главными героями. Однако в середине нулевых, когда слэшеры и всякие сурвайвалы типа «Пилы» уже приелись, хороших киноманьяков было днём с огнём.

Ничего необычного, просто стрингер за работой

Вообще, нулевые в этом отношении, мне кажется, дали приличную такую струю свежего воздуха. Маньяки, психопаты, все эти серийные убийцы стали интересны киноделам не столько тем, что постоянно кого-то резали, насиловали или расчленяли, сколько сложностью характера и драматичностью обстоятельств, которые могли привести к такому вот печальному говну.

И я вам так скажу: если бы не те фильмы, снятые лет 10 назад, мы бы с вами не зажрались окончательно и не стали бы требовать от их преемников ещё большей изобретательности. Да, мы по-прежнему обожаем доктора Лектера и всех, кто его играл или играет. Мы знаем, кто круче, Джейсон Вурхиз или Майкл Майерс. Мы уважительно склоняем голову в честь Эрла Брукса и с содроганием вспоминаем совершенно двинутого психопата Бэйтмана. Но мы хотим больше. Хотим чего-нибудь свежего.

Мейнстрим в области маньяков

И да, нам иногда везёт, потому что появляются фильмы вроде «Стрингера». Маньяки, разрезающие людей на мелкие кусочки, — вчерашний день. Карьерист с пунктиком насчёт самообразования — вот настоящий мейнстрим. Персонаж Джейка Джилленхола не имеет ни малейшего желания убивать людей, которые его окружают — просто эти люди как бы входят в зону риска.

О, этот парень всё знает про риски. Поверьте, если кто-то страдает по его вине, значит, так было нужно для хорошего дела — для профессионального роста главного героя. Эгоистично, да, но кто тут без греха? В конце концов, каждый день люди гибнут по самым нелепым причинам, и совершенно никому эти смерти не приносят пользы — ну вообще никакой! Так почему бы не попытаться эту пользу извлечь? Ну?! Это же так очевидно!

Всё то, что вы сейчас прочли, аморально чуть более чем полностью. Это вопиюще неправильно, и таких мыслей быть у нормального человека, я полагаю, не должно. Но знаете что? Фильм идёт два часа, и за это время в сознании что-то меняется. Невероятный цинизм и абсолютное отсутствие совести главного героя работают. Приносят пользу. А зритель это видит и, вероятно, мотает на ус.

Восхитительный Джейк Джилленхол

Да, Джейк Джилленхол просто восхитителен, но кто удивлён? Есть актёры, которые просто не умеют делать своё дело абы как. Прекрасен и тот парень, Риз Ахмед, который играет персонажа второго плана — ему бы главные роли давать.

Но самое замечательное в этом фильме — абсолютное отсутствие морали. Нам очень убедительно доказывают, что достичь успеха вполне реально, не особо выбирая средства. Эй, смотри, друг, это твоя возможность, держи её, не упусти! Ну и что, что придётся кого-то убить? Все ведь смертны, так? Сегодня он, завтра ещё кто-то — давай, даже не сомневайся!

И вдруг вы ловите себя на мысли, что начинаете сопереживать этому чудовищу. А значит, вы теперь — такое же чудовище. Вы — главный мерзавец.

Мороз по коже.