«Сплит»Стабильность не всегда была плохим словом. Старики помнят времена, когда стабильный значило предсказуемый в лучшем из смыслов. Особенно хорошо это видно по классическим кинокартинам. Люди шли в кино на Хичкока, потому что знали: он стабилен и не обманет ожидания. Как и Кубрик. Как и ещё пара десятков жемчужин.

Сейчас, конечно, не то время. Человек, сделавший совершенно упоротую «Годзиллу», через пару лет спокойно снимает отличный «Изгой-один», а второй, подаривший нам когда-то «Хеллбоя» и «Лабиринт Фавна», вдруг выдаёт никому не нужный «Багровый пик». Доверять нельзя даже самому Тарантино — вот до чего мы докатились.

Зато каждый поход в кино — настоящий сюрприз! Никакой предсказуемости, ни грамма стабильности. Идёшь — и можешь только догадываться, что тебя ждёт. Да, бывает, что ожидания оправдываются — но чаще всего наоборот. Такие времена.

И это — самый настоящий праздник для тех, кто никогда в жизни не отличался стабильностью. Для людей, которые исправно чередовали хорошие фильмы с плохими — и даже не краснели, рассказывая потом о своей работе. Для режиссёров, неустанно искавших новые формы и инструменты. Для таких, как М. Найт Шьямалан.

«Сплит»Вот уж кто в жизни не слыхал о стабильности. Мы успели пережить его успех, затем падение, долгое и мучительное копание на самом дне — и вот он опять король мира! Смотрите: за близким к шедевру «Шестым чувством» шли всякие «Неуязвимый», «Знаки» и «Таинственный лес» — неплохие, но в целом необязательные картины. И тут всё понеслось к чёртовой матери. Каждая из последующих четырёх лент М. Найт Шьямалана была номинирована на «Золотую малину» хотя бы в одной позиции. Как?! Что такого должно было случиться, чтобы талантливый кинематографист одномоментно превратился в унылую тень самого себя?

Совершенно непонятно, скажу я вам. Но вдруг в 2015 году Шьямалан снимает очень крутой «Визит». Все в шоке — на сей раз самом приятном. Он вернулся! И все фирменные приёмы при нём! Осталось только доказать, что это не случайность. Нужен хотя бы ещё один фильм, который не уступит «Визиту»…

И теперь он у нас есть. «Сплит». Один из самых ярких триллеров последнего времени.

«Сплит»У «Сплита», несомненно, есть недостатки — простите, но я должен это сказать. Например, он довольно долгий. Ну вот, сказал. Всё по недостаткам. Давайте же быстрее о его достоинствах — а их полно! Самое очевидное — выбор актёра на главную роль. Говорят, Шьямалан хотел сперва пригласить Хоакина Феникса, но что-то пошло не так, и роль ушла Джеймсу МакЭвою. Тот поднатужился и выдал зрителям свою лучшую актёрскую работу за все времена.

А разве такое было возможно — после фильма «Грязь», я имею в виду? Вот уж где он показал весь свой потенциал, разве нет? Что ж, та роль действительно много поведала нам о возможностях МакЭвоя — но там был всего один персонаж. А в «Сплите» их больше двадцати. То есть фильм М. Найт Шьямалана программно расширяет возможности Джеймса МакЭвоя. Сценарий, работа режиссёра и операторское мастерство — всё нацелено на то, чтобы зритель постоянно держал в голове: боже, как крут этот парень.

«Сплит»Впрочем, рассказывать об умнице МакЭвое можно долго — но ничто не заменит вам этого напряжённого удовольствия от личного наблюдения за его превращениями. А пока вы лихорадочно собираетесь в ближайший кинотеатр, я немного побубню о замечательной режиссуре.

Шьямалан — человек-загадка. У него как-то получается не изобретать ничего нового — и одновременно владеть собственным, узнаваемым почерком. То есть это всё тот же старый велосипед с педалями и цепным приводом, но стоит приглядеться — и вот они, оригинальные мелочи, которые делают всё впечатление.

«Сплит»«Сплит» — это триллер про маньяка, который похищает людей. Знаете, сколько подобного кино выпускает ежегодно один только Голливуд? Тонны. И весь этот шлак, как правило, очень легко смешивается в однородную массу — зритель уже не различает ни режиссуру, ни сюжеты, ни исполнителей главных ролей. Но с фильмом Шьямалана всё иначе. Этот парень берёт в руки все известные жанровые клише, что-то с ними делает — и всякий раз мы получаем как будто новые приёмы. На самом-то деле они всё те же, просто освещены чуть по-другому. И благодаря этому «Сплит» смотрится гораздо свежее большинства одноклассников.

Такой серьёзный подход к не самым тонким материям очень подкупает. Как подкупает и то, что герои у Шьямалана не ведут себя, как полные идиоты. Несмотря на очевидную абсурдность ситуации, каждый персонаж пытается действовать логично и последовательно — в мире штампованных триллеров, рассчитанных на людей с интеллектом хлеба, это настоящее волшебство.

«Сплит»Ещё Шьямалан очень любит аллюзии на киноклассику. Признанные мастера жанра прямо-таки поселились в его фильме — и это не выглядит тупым копированием. Скорее создаётся впечатление, что современный режиссёр очень аккуратно впиливает старые традиции в нынешние реалии. И будь жив Хичкок, он, несомненно, одобрил бы такой подход.

Теперь, если позволите, пару панегириков оператору Майку Гиулакису («Оно» / It Follows). Его работа — третья составляющая успеха «Сплита». Среди прочего это огромное количество крупных планов — то, что помогает в самых мелких деталях прочувствовать метаморфозы главного персонажа. В спайке со Шьямаланом и МакЭвоем Гиулакис творит такое, от чего просто невозможно оторвать взгляд.

«Сплит»Да, «Сплит» притягивает. Держит. Не отпускает. Корчит нам жуткие рожи и лыбится как дебил. Гладит нас по голове — а в следующее мгновение бьёт наотмашь. Идеальный триллер. Поразительный фильм, который будет очень трудно забыть. Вот это извращённо-приятное послевкусие — оно с нами надолго.


Понравился отзыв? Найдите в себе силы и поделитесь в соцсетях.