«Сделано в Америке»В общем, есть отличная новость: мы снова можем доверять Тому Крузу. Сейчас половина из вас недоумевает, с чего бы; вторая интересуется, а что, собственно, с ним было не так. Первым я предлагаю чуть потерпеть — есть ради чего. Вторым напомню вот что: за последний год мистер Круз появился сразу в трёх картинах. И две из них оказались… сейчас, только подыщу подходящие слова, где же они… а, вот. Две из них оказались полным и совершенно беспросветным говном. Сперва «Джек Ричер 2», а следом «Мумия». И если вам кажется, что двух неудачных фильмов маловато для потери солидного кредита доверия, я скажу: ну так вперёд, дайте Крузу ещё один шанс. А с меня хватит.

Впрочем, это диалог из параллельной вселенной. Ведь если я так отвечу, значит, фильм «Сделано в Америке» не появился на свет, а Том Круз не расплатился одним махом за все свои постыдные неудачи. А ведь я уверен примерно на 146%, что лента Дага Лаймана прокатывается в кинотеатрах прямо сейчас. И она очень, очень хороша.

«Сделано в Америке»Непосредственная ответственность за успех лежит на том самом режиссёре Лаймане и ещё на сценаристе Гэри Спинелли. Эти двое взяли реальную историю (что, конечно, омерзительно само по себе), пригласили на главную роль Тома Круза (что рискованно, но дальновидно — всё-таки он снялся у Дага Лаймана в «Грани будущего») и сделали откровенно безбашенное кино про самого обаятельного авантюриста со времён Фрэнка Абигнейла.

Давайте сразу договоримся: всё, что происходит в «Сделано в Америке», — аморально, цинично и вообще очень-очень плохо. Да и в самой истории Барри Сила, которая легла в основу фильма, нет ничего забавного. По-хорошему, нам должны были показать остросюжетный политический триллер с упоминанием пары десятков громких имён Америки 80-х.

«Сделано в Америке»Что ж, громкие имена остались. В фильме Лаймана светятся сразу несколько президентов США, а также целая куча шишек поменьше. Режиссёр не жалеет для нас документальных кадров — они то и дело чередуются с художественными съёмками (а тут ещё камера оператора Сезара Шарлони успешно поддерживает своеобразный репортажный стиль). В кино подобное совмещение бывает довольно часто, но обычно авторы таким образом пытаются придать серьёзность происходящему на экране. Вроде как подкрепить свою фантазию.

Спинелли и Лайман плевать хотели на всю эту серьёзность. Зачем нужен многоумный триллер, если на этом же материале можно снять отличную комедию, пусть и с элементами драмы. По своей легкомысленной манере «Сделано в Америке» напоминает «Форреста Гампа», только с головой у тутошнего героя всё в порядке.

«Сделано в Америке»И даже слишком. Авторы вкладывают в главного персонажа, прирождённого бизнесмена, прямо-таки фантастическую манию обогащения — именно она и запускает цепь драматических событий, которым суждено всё изменить. Но как бы там ни было на самом деле, Дагу Лайману одной этой жадности недостаточно. Его авантюрист должен быть обаятельным, как Остап Бендер. И здесь выбор Тома Круза видится самым удачным решением из всех, что совершил мировой кинематограф за последнее время. Одна эта голливудская улыбка (я уверен, её и назвали так из-за него, не пытайтесь меня переубедить) — и мы готовы добровольно присягнуть на верность сайентологии.

Да, Круз по-прежнему эффектен. Он, знаете ли, не слишком похож на реального Барри Сила — и это к лучшему. Иначе такому проходимцу было бы трудно сопереживать: Сил не отличался особой привлекательностью. Зато у мистера Круза этого добра в достатке, а? И пускай он уже не молод — но ведь и технично махать кулаками здесь особо не приходится. А вот такие характерные роли ему ещё как под силу, спасибо за маленькие радости.

«Сделано в Америке»Впрочем, он тут не один. На одной из вторых ролей чудесный Донал Глисон — человек, которого зовут, когда нужно сделать или хорошо, или… никаких или. В эпизодах отлично справляются очень странный, но по-своему притягательный Калеб Лэндри Джонс и всегда одинаковый, но оттого не менее симпатичный Джесси Племонс.

Ладно, теперь давайте поговорим серьёзно. «Сделано в Америке» — фильм, основанный на реальных событиях. Некоторые детали нелёгкого жизненного пути Барри Сила переданы с известной достоверностью — что совершенно не мешает им выглядеть абсурдными до мозга костей. Лайман и Спинелли специально кое-где перегибают палку в изложении событий 35-летней давности — и этому есть объяснение.

«Сделано в Америке»С — сатира. На бардак в государственных структурах США, на несогласованность действий многочисленных правоохранительных организаций, на сомнительные интриги Белого дома, на весь американский уклад жизни, наконец. Авторы сперва потихоньку, а потом всё более открыто насмехаются над системой, которая вырастила и воспитала человека, способного на то, что совершил Барри Сил.

Но, кажется, в этой насмешке сквозит уважение.


Делитесь отзывом в соцсетях — это же настоящее триумфальное возвращение Тома Круза!