«Расплата»Ладно, вот оно, моё чистосердечное признание: я люблю Бена Аффлека. Ей-богу, люблю всем сердцем. Не так, как любят, скажем, Шварценеггера или Сталлоне — эти-то всегда были крутыми парнями, даже со своими кучками «Золотых малин». Не так, как любят Ди Каприо, Макконахи или Бэйла — их любить очень легко, тут даже стараться не надо. Не так, как любят Энтони Хопкинса или Роберта Де Ниро — уже не за старые заслуги, а, скорее, вопреки новым.

Моя любовь к Бену Аффлеку особенная. Это противоречивое чувство, которое росло в очень непростых условиях; далеко не всегда всё было так радужно и светло. Сейчас, когда его разносторонние таланты мало у кого вызывают сомнения, все любят вспоминать «Оскар» за «Умницу Уилла Хантинга» — его и Мэтта Дэймона, разумеется. Да вот только то была награда за лучший оригинальный сценарий. Понимаете, что это значит для нас с вами? Ровным счётом ни хрена. Когда в начале нулевых Аффлек стал всё чаще сниматься в кино, меньше всего нас интересовал тот его «Оскар» (его — и Мэтта Дэймона, я говорю, аллилуйя). Нам просто нужен был герой, способный разрулить любую трудную ситуацию если не парой кулаков, то хотя бы своим твердокаменным подбородком.

«Пёрл-Харбор»

— И я разрулю, ты уж мне поверь.

Господь всемогущий, как же бесил этот его сраный подбородок! Не было в жизни ничего, что раздражало бы ещё больше — разве что родинка Голди Хоун. Но что поделать, мы смотрели все эти «Армагеддоны», «Пёрл-Харборы», «Сорвиголовы» и прочие «Азартные игры». Смотрели и говорили себе: не так всё и плохо, на его месте мог оказаться Николас Кейдж.

В итоге Бен Аффлек так разносился, что совершенно потерял товарный вид — даже этот его подбородок стал обыденностью. Любой фильм, в котором анонсировали Аффлеково участие, ещё до премьеры автоматически попадал в разряд домашнего чтива на чёрный день — ну, если совсем уж нечего смотреть.

«Город воров»

— И как ты жил со всем этим? — В один момент я сказал себе “хватит”.

Как вдруг что-то произошло. В 2010 году на экраны выходит «Город воров» — и ух ты! вот это кино! Каким крутым, оказывается, может быть этот наш молчаливый парень с вечно насупленной рожей! А кто ж такое снял? Мамочки, так ведь сам Бен Аффлек и снял! Ой, а ведь это и не первый его фильм! Да как мы могли пройти мимо?! Надо срочно посмотреть!

Короче, всё изменилось. Мистер Аффлек к своим 38 годам получил новое рождение — уже третье. Только на этот раз он не остановился на полпути — продолжал переть вверх с усердием бульдозера. И вот в 2012 году его прекрасная «Операция “Арго”» берёт главного «Оскара». Весь мир аплодирует стоя человеку, который доказал: развить в себе потенциал можно даже с полного нуля. Надо только постоянно над собой работать.

«Операция “Арго”»

— Я уже на целую голову выше этой толпы. А что будет через 10 лет?

И всё же главное для нас с вами — актёрское мастерство Бена Аффлека, не так ли? Именно в этом мы долгие годы сомневались — чтобы не сказать чего покрепче. Что ж, Дэвид Финчер отобрал у нас эти наши сомнения, свернул их в трубочку и запихнул их нам в наши задницы — это случилось в 2014 году в фильме «Исчезнувшая». Если за два года до этого Аффлеку аплодировали в основном нейтрально или лояльно настроенные зрители, то сейчас со своих мест поднялись даже скептики. Мистер Аффлек был полностью реабилитирован — а заодно получил кучу новых регалий.

«Бэтмен против Супермена», вероятно, смог бы откатить эту народную любовь на пару шагов назад — но даже здесь, несмотря на в целом очень сдержанные отзывы, зрители выделяли игру Бена Аффлека. В общем, он что-то там с собой сотворил, продал кому-то душу и теперь играть иначе как на охренительно не желает. Вот вам и причина посмотреть новый фильм Гэвина О’Коннора «Расплата». Держитесь за неё — других нет.

«Расплата»

— Что, вообще ни одной? А как же я? — Джон, ты отличный парень, так что не заставляй меня тебе врать.

«Расплата» должна была стать этаким интеллектуальным боевиком — своеобразной смесью «Игр разума» и любого неплохого, но уже забытого экшена из нулевых. Нам дали самое главное — очень крутого главного героя, выдающегося со всех сторон. И, что ещё лучше, сыграть его поручили Бену «Ван Лав» Аффлеку. Ничто не могло пойти не так.

И всё же пошло. Оказывается, остросюжетному фильму, помимо крутого исполнителя главной роли, нужен ещё более-менее умный сценарий и, разумеется, вменяемый режиссёр. И с тем, и с другим в «Расплате» беда.

«Расплата»

— А что за запах, не пойму? Билл, это не твой сценарий там воняет?

Впрочем, сама история, несмотря на простоту, была бы вполне себе ничего — не пытайся она казаться умнее, чем есть. Это уже проблема — первые полчаса заявляют сюжетную претензию, которую весь остальной фильм поддерживать совсем не желает. И претензия очень быстро сдувается, после чего сюжет возвращается в древнюю колею и уже никуда оттуда не сворачивает.

Но кого бы это волновало, будь у мистера О’Коннора пара зрелищных фокусов в рукаве. Мы ведь помним, что «Расплата» заявлена как боевик. То, в чём оказался не слишком силён сценарист Билл Дюбюк, с лёгкостью можно было бы замалевать отличным экшеном с перестрелками и драками.

«Расплата»

— А это что за хрень? — Обычно в боевиках из неё много и зрелищно стреляют. Очень красиво.

Да, но нет: на все два с лишним часа нам дарят от силы 15 минут боевых сцен. Есть неплохие, есть довольно унылые — нет гениальных. И этого очень мало, чтобы назвать фильм боевиком, мистер О’Коннор, вот что я думаю. Ещё я думаю, что вы сраный халтурщик. И я сильно на вас зол, потому что из всего, что у вас было, мог получиться по-настоящему крутой фильм.

А вышла безумно затянутая криминальная недодрама. Правда, с кучей хороших актёров, которые, в общем, и тащат её наверх изо всех сил. Это, среди прочих, Джон Литгоу, Джин Смарт и прекрасный, прекрасный Джон Бернтал — один из самых харизматичных кинозлодеев последнего времени.

«Расплата»

— Эй, ты куда? — Без Аффлека играть не буду. Без него всё это дерьмо не имеет смысла.

Но даже такой набор не имел бы особого смысла, не будь в нём Бена Аффлека и его чудесного персонажа. Именно они вдвоём делают всю работу за Гэвина О’Коннора и Билла Дюбюка. Только ради них мы и смотрим на экран все эти два с лишним часа. Короче, «Расплата» не станет вершиной кинематографического искусства, но в портфолио мистеру Аффлеку её забрать определённо стоит. Потому что пересматривать этот фильм я буду только ради него.

При случае пересматривать, конечно. Вряд ли специально.


Понравился отзыв? Делитесь же им в соцсетях, во имя Бена Аффлека!