«Терминатор»В Минске придумали хорошую штуку (на самом деле, придумали не здесь, просто теперь эта штука дошла и до нас): за неделю до выхода «Терминатор: Генезис» кинотеатр «Москва» крутил первого «Терминатора» — без дубляжа. Билет стоил около трёх долларов — довольно дорого для фильма, которому больше 30 лет, а?

Или нет? Я вот что подумал: я ведь видел его сто тысяч миллиардов раз, и всё бесплатно — так пусть Кэмерону отвалится хоть немного от одного из самых преданных фанатов оригинальной дилогии. Чёрт, конечно, я пошёл. И — вот так неожиданность — нашёл кое-что новое и очень важное.

Вообще, до этого дня я считал вторую часть лучшей. Она богаче, ярче, она более продуманная, а мир прорисован куда лучше. В ней почти нет места соплям (кроме, наверное, Того Самого Момента С Поднятым Пальцем). Да, в ней куча ляпов — и всё же она идеальна. Я думаю, штука в том, что в «Судном дне» Шварценеггер играет хорошего парня. Именно это делает вторую часть такой крутой: роль перепрограммированного людьми Т-800 — лучшее, что дал миру Арнольд.

И всё же первый фильм круче.

«Терминатор»

I’m a friend of Sarah Connor. I was told she was here. Could I see her please?

Давайте вот что. Представим на минуту, что мы смотрим «Терминатора» впервые. Абстрагируемся от привычного образа Шварценеггера, попытаемся взглянуть на него глазами зрителей 80-х годов, когда его бесконечная череда положительных ролей ещё толком не началась.

О, он хорош. Просто великолепен — насколько вообще может быть великолепна здоровенная гора мышц с подбородком-бульдозером и самыми мощными надбровными дугами, которые вы только видели.

«Терминатор»Его Т-800 действительно страшный — помните момент, когда он встаёт из кучи битого стекла после бойни в баре? Выражение лица несчастной Сары Коннор, которая смотрит на него в этот момент, полностью повторяет моё, детское, тогдашнее. Он — само зло, бездушное и неумолимое, квинтэссенция безысходности.

«Терминатор»

So Reese is crazy? — In technical terminology he’s a loon.

На фоне такого злодея остальным героям можно было вообще ничего не делать — но в «Терминаторе» этим не грешили. Линда Хэмилтон оказалась так хороша, что нам, смотревшим потом вторую часть, очень трудно было сопоставить бой-бабу из «Судного дня» с хрупкой Сарой Коннор. Здесь спасибо также и Кэмерону с Уишером, которые очень тесно переплели истории обоих фильмов. В результате вроде бы сильно изменившаяся Сара из второго «Терминатора» не вызывает абсолютно никаких вопросов.

«Терминатор»Но самая трудная роль у Майкла Бина. Каково это — играть в боевике хорошего парня, который находится в заранее проигрышной позиции? Вы помните вообще, что он весь фильм бегает в штанах, которые снял с бомжа? Его бьют, кусают, в него стреляют — чёрт, все вокруг против него! Как же это так?! Знаете, я хорошо помню свой первый просмотр «Терминатора». Мне показалось жутко несправедливым, что положительный персонаж — человек без всякого оружия. Что за хрень! Как они могли отправить в прошлое обычного голого мужика?! Мои мысли словно читал доктор Сильберман, когда измывался на Ризом в полицейском участке.

«Терминатор»

Why didn’t you bring any weapons, something more advanced? Don’t you have, uh… ray guns? Show me a piece of future technology.

Впрочем, Кэмерон — Уишер меня услышали, и во второй части эта несправедливость была устранена. Т-800 превратился в того самого несгибаемого героя, которого так не хватало каждому подростку в первом фильме.

«Судный день», безусловно, стал достойным завершением истории. Атмосфера приближающегося апокалипсиса сохранилась и где-то даже стала гуще — как перед самой бурей. Но хэппиэнд сделал второго «Терминатора» пусть в хорошем смысле, и всё же конъюнктурной картиной.

Первый фильм, изначально мрачный, сохраняет это настроение все свои час сорок. Вам казалось, что после уничтожения Т-800 забрезжила надежда — хрена лысого. Никакой надежды нет. Финальная сцена в пустыне не оставляет зрителю сомнений: будущее уже наступило. Пора готовиться к войне за выживание.

«Терминатор»