«Оно»Стивен Кинг уже не тот. Конечно, его имя до сих пор принято произносить с уважением в голосе, но это скорее привычка — память о тех временах, когда Король ужасов единолично правил потаёнными страхами целых народов. Романы, повести и рассказы хлестали из него, как кровь из обрубка — и каждый раз был страшнее предыдущего. Люди тогда твёрдо верили: его книги становятся событием дважды — после издания и после экранизации. Вопрос перевода всех этих кошмаров на экран даже не обсуждался — самые знаменитые кинематографисты брались за адаптацию с таким рвением, что в иной год зрители могли увидеть сразу несколько картин по разным произведениям. И что это были за фильмы!

Но те времена прошли. Сегодня к Стивену Кингу трудно относиться сколько-нибудь серьёзно. Его литература потеряла былой вкус, к тому же слишком много сил мы потратили на просмотр бездарных кино- и телеподелок, снятых по его книгам — а ведь хвалить это творчество сам Король ужасов большой мастак. В итоге поколение людей, выросших на его жуткой классике, окончательно в нём разочаровалось, а те, кто помоложе, пожав плечами, переключили на другую программу.

«Оно»И тогда провидение дало Стивену Кингу ещё один шанс. На один из его лучших и самых страшных романов положил глаз Кэри Фукунага. Нам уже не удастся узнать в деталях, каков был его замысел — написав свою версию сценария, он покинул проект. Зато мы точно знаем, что мистер Фукунага напланировал много такого, от чего мамаши юных актёров, занятых в съёмках, в ужасе попрятались по домам вместе со своими чадами.

Что ж, на сцене появился более сговорчивый Андрес Мускетти. Он участливо выслушал истеричных мамаш и пообещал, что ограничится лишь старой доброй кровищей, — и вот не прошло и года, как мы увидели фильм «Оно». Местами запредельно жуткий, местами забавный — и определённо претендующий на место одной из лучших экранизаций Стивена Кинга.

«Оно»Но как Мускетти это удалось? Вы только представьте, ему ведь надо было переложить на экран огромный двухтомник! Ну, наш парень честно всех предупредил, что сперва собирается рассказать лишь первую часть оригинальной истории — а дальше как пойдёт. И пусть в книге представить такое деление было бы затруднительно, фильм по условному первому тому оказался вполне себе завершённым.

Сценарий — вот за что стоит сразу похвалить «Оно». Мускетти и его со-сценаристы Чейз Палмер и Гари Доберман допилили первоначальную версию Фукунаги, добавив в неё побольше сцен из книги — но только тех, которые могут уложиться в рейтинг R. Да, это заигрывание с поклонниками романа — но чёрт возьми, как же филигранно они это сделали. Первые полчаса фильм выглядит почти дословной цитатой первоисточника — и хотя обычно такая затея вызывает большие сомнения, в мире Мускетти всё получилось. «Оно» с первых секунд дышит тем самым первобытным кинговским ужасом напополам с истеричными смешками. Это особое настроение, повторить которое на экране само по себе достижение.

«Оно»И вдруг спустя несколько минут до зрителей доходит: эй, это же 80-е, а не 50-е, как в оригинале. Зачем такой ход? Но как нам с вами прочувствовать ту эпоху? С тех пор прошёл, должно быть, миллиард лет — и авторы фильма это прекрасно понимают. Именно поэтому время действия, как и в книге, отмотано лишь на 30 лет назад от актуального — так проще сопереживать героям.

Впрочем, Мускетти набрал себе в фильм такой мощный актёрский состав, что время действия выглядит не более чем перестраховкой. Здесь целый выводок детей — и каждый, буквально каждый из них отыгрывает на двести процентов. Сценарий щедр на описание всех юных героев, а актёры, в свою очередь, умело пользуются отведённым временем. Никто не халтурит — между детьми такая химия, словно они и правда закадычные друзья, которым в жизни крепко досталось.

«Оно»Особняком стоит София Лиллис, чья героиня влюбляет в себя всех местных мальчишек — а с ними и добрую половину зрительного зала. Отдельного упоминания заслуживает Джек Грейзер, в чьём лице вы могли видеть себя, упорно сопротивляющихся излишней материнской опеке; наконец, Финн Вулфард, не желающий покидать 80-е ещё со времён «Очень странных дел», — он и его персонаж с самым длинным в мире языком.

Клоун. Знаете, Тим Карри 27 лет назад натворил дел. Его Пеннивайз оказался таким жутким, что тема клоунов закрыта во многих семьях и по сей день. Но похоже, эпохе Карри конец — Билл Скарсгард создал нечто принципиально новое. Его клоун достаточно кошмарен сам по себе, но это только верхушка айсберга. Скарсгарду удалось воплотить в своём персонаже все самые немыслимые детские страхи, обиды и рухнувшие надежды. Спустя 27 лет после появления на свет экранный Пеннивайз перестал, наконец, быть картонной страшилкой — отныне это безумный символ всего самого ужасного, что способна подбросить нам жизнь.

«Оно»Ну и какой же он обаятельный! Ей-богу, последний раз таким душкой в фильме ужасов был сам Роберт Инглунд в роли Крюгера — и в некоторых эпизодах Пеннивайз выглядит его дальним родственником. Отсюда эта ваша широкая улыбка, вот-вот грозящая превратиться в гримасу ужаса. Кинг любит такие пограничные состояния — и Скарсгард с Мускетти отлично его понимают.

Этим же принципом руководствуется камера. Оператор Чон Джон-хун то и дело заваливает горизонт, обозначая очередной приступ местного безумия. Сюрреалистичный эпизод завершается — а с ним уходит и голландский угол. Но ненадолго, так что зрители сидят как на иголках и всё ждут, когда же камеру снова свернёт на бок.

«Оно»Музыка в «Оно» тоже любит контрасты. Композитор Бенджамин Уоллфиш внимательно наблюдает за всем, что происходит на экране. Наблюдает — и комментирует. Так что в фильме Мускетти нет молчания; почти всё здесь сопровождается своей музыкальной темой — не слишком запоминающейся, но подходящей по случаю. Финальный штрих в здешнем самобытном настроении.

И несмотря на весь кошмар, что творится в Дерри уже много лет, настроение это — вполне себе. Андрес Мускетти принял решение, которое и определило весь его фильм. Он назначил главными героями детей, а не жуткого клоуна, как мы ожидали. А если дети хоть в чём-то главные, они никогда не проиграют. По-другому просто не может быть.

«Оно»


Делитесь отзывом в соцсетях, а потом наберитесь храбрости и вперёд, исследовать самые мрачные закоулки детских кошмаров. Здесь всё летает.