«Новая эра Z»Хорошего кино сегодня очень много — что бы там ни говорили скептики. Пожалуй, и говна хватает, но здесь действует презумпция невиновности: сперва докажи, что фильм плохой. И не нужно тут вот этого: опять долбаные комиксы; опять романтические комедии; опять скримеры; опять конспирологические триллеры; опять что бы там ещё ни было. Жанр и тематика не имеют к качеству конкретной картины никакого отношения. Я терпеть не могу биографические фильмы, но вот Клинт Иствуд снял «Чудо на Гудзоне», а Адам МакКей — «Игру на понижение»; и теперь я вынужден засунуть своё недовольство куда подальше, потому что обе эти ленты без минуты гениальны.

Впрочем, я готов согласиться с тем, что большинство картин можно назвать спорными — здесь многое зависит от ожиданий и настроения аудитории. Вроде бы со всех сторон здоровский фильм в глазах конкретного зрителя оказывается унылым середняком (у меня, например, так было со «Славными парнями»), и поди докажи этому зрителю, что перед ним очень достойное кино.

«Новая эра Z»Но сегодня такого разговора не будет. Сегодня — время настоящего шедевра. Фильма, который с треском пробил потолок своего специфического жанра и умудрился оказаться на три головы выше вообще всего, что мы видели за последнее время. Это «Новая эра Z» Колма МакКарти, и это великолепное кино.

Фильм про зомби — и такой восторг? Мы здесь что, дети? Последний раз что-то действительно новое в этом жанре сказали, кажется, в 2002 году, когда Дэнни Бойл снял «28 дней спустя». Вот тогда все по-настоящему удивились: это ж надо, сколько драматизма может быть в подобном кино. Но знаете что? «Новая эра Z» залезла уже на один уровень с фильмом Бойла — и не думает останавливаться.

«Новая эра Z»Тут бы, по-хорошему, нужно отдельно рассказать о прекрасной постановке, нестандартном сценарии, неземной музыке и безупречной игре актёров — потому что всё это так и есть. Но трудность вот в чём: в «Новой эре Z» все компоненты так органично интегрированы друг в друга, что зачастую невозможно отделить один от другого. Работа Колма МакКарти намертво сшита с музыкой Кристобала Тапия де Веера, а потрясающее актёрское мастерство юной Сеннии Нануа превращает фантастическую, в общем, историю в пугающе реалистичный рассказ. Говорят, это первое появление Нануа на большом экране — что ж, похоже, мы присутствуем при рождении новой, очень яркой звезды.

«Новая эра Z»Впрочем, она здесь такая не одна. На втором плане ещё два отличных актёра: Джемма Артертон и Пэдди Консидайн. Каждый из них в одиночку вытянул бы на себе целый фильм — а тут сразу двое. Предельно серьёзны. Максимально собранны. Никто не перетягивает одеяло. Никто не делает вид, что всё происходящее — чей-то страшный вымысел. Они просто живут каждой минутой этого фильма — трудно объяснить, но за пределами «Новой эры Z» их словно бы и нет.

А над ними мрачным старым вороном глядит на всё происходящее Гленн Клоуз. Уже от её первого появления в кадре, совершенно безобидного и даже вполне дружелюбного, почему-то опускаются руки. До нас, наконец, доходит: время надежды на всё хорошее давно прошло.

«Новая эра Z»Персонаж Клоуз здесь — сама судьба. И действует она соответственно: в мире, который сдвинулся, милосердию места нет. Есть только цель, средства и сопутствующие потери. Чем раньше зритель примет эту суровую истину, тем легче будет для него.

И мы в какой-то момент её принимаем — с трудом сдерживая слёзы отчаяния от всей этой несправедливости. Где-то холодными пустыми глазами смотрят на нас в монитор режиссёр Колм МакКарти и сценарист Майк Кэри. Мы теперь в их мире и на их условиях. Нет больше героев и злодеев, есть вопрос выживания. Если отбросить мораль, вопрос этот очень простой: насколько сильно мы хотим выжить.

«Новая эра Z»«Новая эра Z» выжимает нас до нитки; чёрт, мы уже всё поняли, давайте заканчивать. Мы будем хорошо себя вести и постараемся не развалить эту чудесную планету ко всем хренам. МакКарти и Кэри вроде бы кивают; но пока первый подходит к нам, чтобы обнять, второй достаёт здоровенный мясницкий нож и бьёт нас между рёбер.

Мы падаем, не веря до конца, что это произошло; только что ведь всё было почти нормально. Мы падаем — и вспоминаем тематические книги и фильмы, которые читали и смотрели. Невольно сравниваем и понимаем, что сами только что помогли Колму МакКарти и Майку Кэри разделить зомби-хоррор на до и после. Нечто подобное 14 лет назад получилось со зрителями у Дэнни Бойла и Алекса Гарленда; но там была надежда.

У нас надежды нет.

«Новая эра Z»


Понравился отзыв? Что ж, наденьте скорбную маску и поделитесь им с соцсетях.