«Новейший завет»Слушайте, французский язык — это что-то невероятное. Снимите любую хрень, но только непременно на французском — а мы будем смотреть и умиляться. Две маленькие девочки заживо съедают старого бомжа, а симпатичного мопса сношает стая голубей — но всё это на фоне глубокомысленных рассуждений известно на каком языке и под музыку Яна Тьерсена. И вот мы уже плывём с глупыми улыбками на лице. Даже локализация не разрушает магию — вот как силён этот красивейший из языков.

Почему так? Я думаю, французский позволяет тоньше чувствовать прекрасное. А вы вслушайтесь в него — он же способен украсить любое сомнительное дерьмо. Чем, кстати, пользуются многие французские фильмы, в которых кроме этого волшебного языка ничего хорошего и нет. Одно его звучание создаёт магическую ауру ещё на этапе съёмок. Позже, с производством и выходом фильма эта аура как следует настаивается — в результате зритель пьянеет прямо во время просмотра.

«Новейший завет»Это и правда работает, без СМС и регистрации — даже с посредственными картинами. Что до действительно хорошего кино, благодаря этой волшебной ауре оно становится прямо-таки изысканным. Как, например, «Новейший завет».

Вообще, этот фильм сделали в Бельгии. Но ведь там тоже говорят по-французски, верно? Значит, всё в порядке, аура на месте. Тем более что бельгийцы в этом случае заручились поддержкой французов и люксембуржцев. Это, вероятно, усилило градус «французскости», и в результате картина бельгийца Жако Ван Дормаля покрылась налётом лёгкого безумия, свойственного обычно французским комедиям.

«Новейший завет»Смотрите сами: на экране постоянно происходит какая-то дикость, не доступная осмыслению от слова вообще. Мы на это глядим, а глаза у нас становятся всё круглее и круглее. И всякий раз, когда кажется, что безумнее уже некуда, у фильма внезапно случается эпилептический припадок. Вот он бьётся в нём пару-другую минут, а потом встаёт и идёт себе дальше. И всё это выглядит так… естественно, понимаете? Как будто сама природа экспериментирует, а режиссёр лишь записывает за ней.

«Новейший завет»Но не рассчитывайте, что сюжет у «Новейшего завета» такой уж непредсказуемый. История вполне линейна, и всё, что происходит на экране, выглядит закономерным и логичным. Здесь самое главное — принять некоторые постулаты, первый из которых — бог есть, и он живёт в Брюсселе. Ничего не спрашивайте. Если ваши толерантность и долготерпение способны это принять без разговоров, расслабьтесь и получайте удовольствие от всех этих припадков.

И удовольствие весьма ощутимое. «Новейший завет» — очень вольная фантазия на тему Евангелия, с кучей «пасхалок» для осведомлённых. Это вовсе не очередная заунывная история о господе нашем. Здесь нет заумных цитат и церковного антуража; нет занудного морализаторства; нет возвеличивания бога над человеком. Короче, нет ничего, что даже теоретически может бесить в фильме подобной тематики.

«Новейший завет»Зато здесь есть прекрасный Бенуа Пульворд; ещё есть Катрин Денёв, к которой я даже эпитет подобрать не могу, настолько она крутая; а с ними — небольшая группа не слишком известных у нас, но очень и очень здоровских актёров во главе с юной Пили Груан.

Впрочем, актёрская игра — далеко не главное достоинство «Новейшего завета». Настроение — вот оно. Слегка меланхоличное, временами безумное и бесконечно доброе. В мире, который создал Жако Ван Дормаль, такое настроение никогда не покинет зрителя. Будет идти рядом весь фильм, дурачась и смеясь как ребёнок. И так оно и должно быть ныне и присно и во веки веков, аминь. Ведь «Новейший завет» — это фильм про бога, а что для нас бог, если не счастье, красота и вселенская гармония.

«Новейший завет»