Родился я в середине 80-х, а рос и окультуривался уже в 90-е. Из развлечений у детишек тех времён были фантики от жвачек, фишки и карбид в сочетании с водой. И да, конечно, Телевизор, который помимо мультиков в субботу изредка показывал голливудское кино. Многие фильмы были из тех, что даже в США выходили только на кассетах, да и то со скрипом — и тем не менее, смотрелось всё на ура. Да что я вам рассказываю, вы и так всё прекрасно помните.

Кроме американских фильмов отечественные телеканалы очень любили крутить итальянские и французские картины 70-х — 80-х. Ожидания по рейтингам от них, вероятно, были не слишком высокими, поэтому показывали их хоть и по вечерам, но в будни — во всяком случае, если мне не изменяет память. Это были всякие прекрасные Челентано, Бельмондо, Делон и им подобные.

Пьер Ришар сомневается, всё ли в жизни он сделал правильно

К сожалению, были и другие. На каждый фильм с Аленом Делоном приходились два с Пьером Ришаром или Жераром Депардье, а то и с ними обоими сразу, прости, господи. Но Депардье — спорная фигура, в его фильмографии хватает и вполне приличных работ (даже в то время, когда он ещё не был таким боровом).

Ришар… Для меня Ришар — это как овсянка в детстве. Никто не любит овсянку в детстве (во всяком случае, если вы не маленький маньяк, промышляющий распятием соседских кошек, и не пытаетесь при помощи овсянки создать себе репутацию юного ангелка), но ведь едят все. Тут много способствующих факторов: мама, папа, фактор так называемой полезности овсянки, мама, «все хорошие дети едят овсянку», бабушка, «ешь, а то не вырастешь», мама и так далее.

И фильмы с Ришаром тоже смотрели все. Во-первых, в то время суток, когда их показывали, у них не было конкурентов: новости для родителей уже прошли, а всё детское начиналось только в субботу утром. Во-вторых, Ришар — настоящий клоун, почему бы и не посмотреть, как его все шпыняют, дети такое любят.

Самый везучий парень в мире

И вот несчастного, потерявшего человеческое достоинство Пьера Ришара били, валяли в грязи, переодевали в неописуемые наряды и творили такое, от чего вера в человеческую доброту таяла быстрее, чем таблетка фервекса в стакане воды. Квинтэссенцией издевательства над человеческой природой стал фильм «Игрушка» Франсиса Вебера — там над Ришаром измывается избалованный ребёнок. Фильм очень поучительный, даже в чём-то полезный, но совершенно мерзкий.

Из таких же и другие постановки Вебера, Зиди, Робера и прочих всё с тем же Пьером Ришаром в главной роли. «Невезучие», «Папаши», «Беглецы», «Укол зонтиком», дилогия о Высоком блондине — все эти фильмы в той или иной степени вызывают у меня отторжение, и всё из-за совершенно мерзкого протагониста.

Сегодня Пьеру Ришару 80 лет. К этому возрасту он пришёл одним из самых знаменитых французских комиков — и в основном благодаря фильмам тех давно минувших времён. Я вынужден признать: заслуга Ришара несомненна, он открыл и сумел удержать в кинематографе новый образ тотального неудачника. Парня, которому не везёт, и понимает это только зритель.

Впрочем, видимо, не каждый зритель.

richard_2