«Невеста»Величайшая загадка человечества — какого хрена оно, это человечество, смотрит фильмы ужасов. Вы только представьте, сколько вокруг отличного кино: весёлого и грустного, крышесносящего и медитативного — любого. Так почему зрители, как долбаные зомби, готовы по головам идти, лишь бы попасть на очередной, наверняка сомнительный хоррор?

Вы скажете, что многим просто не хватает адреналина — жизнь течёт слишком вяло, а все потрясения, которые в ней случаются, скорее неприятные, чем наоборот. Я на это отвечу, что вы, должно быть, сошли с ума, если воображаете, что смотреть хоррор приятно хоть в малейшей степени. Нет. Фильм ужасов — это зрительский крест, чья тяжесть прямо пропорциональна мастерству режиссёра и съёмочной группы.

«Невеста»Любопытнее всего, что хорроры вовсе необязательны для общего развития — в отличие, скажем, от триллеров, драмы или фантастики. То есть можно быть вполне интеллигентным человеком, защитить несколько докторских и даже накопить на виллу где-нибудь в тропиках — в общем, с толком прожить всю жизнь и не посмотреть при этом ни одного фильма ужасов.

Господь всемогущий, это была бы самая скучная жизнь в мире.

На хрен логику и здравый смысл — хорроры классные. Их приёмы, затасканные и затёртые до дыр, по-прежнему очень эффективны. Но дело не только в этом. У них есть амбиции: любой, самый захудалый представитель жанра спит и видит себя «Хэллоуином» или «Сиянием». Даже если на сто процентов уверен, что скорее Луна свалится с неба, чем он получит хоть один положительный отзыв. Хоррорам плевать — они привыкли терпеть тумаки от всех подряд. Это их только закаляет, так что жанр постепенно крепнет — а значит, в нём будут зажигаться новые звёзды. Такие, как Святослав Подгаевский, снявший «Невесту».

«Невеста»Мне нравится этот парень — для этого Подгаевскому достаточно было поставить «Пиковую даму: Чёрный обряд». Я хорошо помню ту картину, а вместе с ней и своё удивление: надо же, русские умеют в хоррор. Да, далеко не шедевр — но во многих отношениях очень и очень достойное кино. В общем, моя вера в Подгаевского была сильна, и «Невеста» авансом получила от меня доброе расположение.

И знаете что? Это совершенно проходной фильм, не сделавший и шага вперёд со времени «Пиковой дамы». А сейчас я с самым честным лицом расскажу, почему это не только очень плохо, но и немножко хорошо.

Итак, «Невеста» — это такая детская страшилка со старым особняком в лесной глуши, странными жильцами и неуютными звуками по ночам. (Я так думаю, получай я по доллару всякий раз, когда видел такое в кино, сейчас бы набирал этот текст на «Макбуке», сидя на икеевской табуретке в новенькой трёшке в Каменной Горке.) Впрочем, Подгаевский, ко всему ещё и сценарист, очень умело перевёл замшелый голливудский штамп на русский язык. Мы получили любопытную и довольно жуткую легенду со смачным российским колоритом, а местный Дом с Призраками в итоге отлично вписался в знакомую нам действительность.

«Невеста»И это хорошо — хоть и немножко. Плохо вот что: выдав нам свою легенду, Святослав Подгаевский решил, что в смысле сценария с него хватит. Так что если у вас есть претензии к деревянным персонажам и их дебильным поступкам, смело швыряйте их ему в лицо. Пусть знает, что мы недовольны.

Недовольны в том числе бестолковым нагромождением штампов — из них фактически состоит весь фильм, так что не надейтесь на какой-то там твист или что-то в этом роде. Хрена лысого — на этом месте Подгаевский решил отдохнуть. Правда, и здесь он каким-то образом вдохнул в надоевшие образы новую жизнь — так что местная история нет-нет, да и отойдёт от сомнительного канона. И это немножко хорошо.

«Невеста»Ладно, у нас остался главный козырь российского кино — актёрское мастерство. К несчастью, создатель «Невесты» так увлёкся переводом с голливудского на русский, что совершенно забыл проследить за актёрами. А те не очень-то и хотели. Выделяются только Александра Ребенок да Наталья Гриншпун — они, в общем, и тянут на себе всех остальных. Хорошо — пусть и совсем чуть-чуть.

Что ж, насквозь заштампованный фильм с плохо прописанными персонажами и посредственной актёрской игрой — выходит, моя вера в Подгаевского была напрасна? Вовсе нет. Он большая умница, хоррор-мейкер от бога. Просто «Невеста» — это скорее демонстрация его способностей; такое ощущение, что он готовится продать себя подороже. И я думаю, его купят.

«Невеста»Есть за что: он показал, что средних размеров фильм ужасов можно снять за ничтожные гроши — и его будут смотреть везде, потому что язык хоррора универсален (хоть и прост в нашем случае до неприличия). Ещё он показал, что умеет собрать вокруг себя команду настоящих спецов — и пусть мне больно это говорить, но я не об актёрах. Оператор Иван Бурлаков — вот настоящая находка. Благодаря его работе «Невеста», в одинаковой степени жуткая и красивая, цепко держит зрителя своими холодными пальцами от начала и до конца. Добавьте сюда музыку Халфдана И. Нильсена и Джеспера Хансена — и вы получите претензию на самую запоминающуюся и атмосферную хоррор-постановку за последнее время.

И да, «Невеста» способна напугать. Конечно, не своими детскими бу-эффектами — атмосферой, которая по-хорошему угнетает. Этим странным поздневесенним дождём — вроде бы уже тёплым, и всё же пробирающим до костей. Этим залитым солнечным светом жутким особняком, от которого, похоже, в восторге все, кроме зрителя. Наконец, отдельными актёрами, которые могли бы вытянуть на себе ещё один фильм ужасов.

«Невеста»Не слишком много для полноценного хоррора, а? К сожалению, Святослав Подгаевский оказался не самым рисковым парнем и предпочёл изъезженные вдоль и поперёк детские страшилки серьёзному эксперименту. Жаль, потому что лучше него в жанре ужасов у русских никого нет, а смотреть про очередной гроб на колёсах уже порядком достало. Так что «Невеста» побродит по киносайтам ещё какое-то время, а потом с успехом забудется.

Такая же судьба ждёт и самого Подгаевского — если, конечно, он не перестанет сидеть на заднице в своём уютном болоте и не прекратит снимать типовые поделки (пусть и не лишённые некоторого таланта). Конечно, жанр всё стерпит — он видал куда более бестолковых режиссёров. Но очень бы не хотелось потерять одарённого кинематографиста только потому, что ему лень.


И что скажете? Понравился отзыв? Тогда делитесь им в соцсетях.