Военные парады, вся эта техника, камуфляж, начищенные сапоги — красота, а? Милитаристская эстетика — она очень, очень привлекает. Я думаю, дело тут вовсе не в желании повоевать, а в этой непонятной дисциплинированности, готовности в любой момент смочь вообще всё, если будет на то приказ. Это такая игра, войнушка. Настоящей войны мы, разумеется, не хотим. Чёрт, мы же смотрели все эти ужасные военные фильмы.

А я вот люблю военное кино. По-настоящему военное — чтобы не просто сопли да любовь, а ещё и кровь, и грязь, и говно. Чтобы форма была заношенной у всех, а не только у хороших. Чтобы хороших вообще не было. Чтобы страх, отчаяние и безысходность. Я думаю, киношная война — единственно приемлемая, это демоверсия, и только у неё есть право показать, насколько далеко всё может зайти.

«Цельнометаллическая оболочка»Хороший фильм про войну — обязательно антивоенный. В нём всегда заключена самая человеколюбивая в мире идея: тебя родили, мудацкая твоя рожа, чтобы ты созидал и становился мудрее, а ты что? Сидишь тут в окопе, жмёшь рычаги в этом танке, пикируешь на своём бомбардировщике — и убиваешь всех без разбору. Где ж тут мудрее?

Ладно, ты не виноват, Родина сказала — надо. Нужна жертва — значит, будет жертва. Хорошее ведь дело делаешь, священная война… Да хрена лысого. Какая в жопу священная война, ты ссышься от страха, ты весь в дерьме и оброс вшами, ты уже и не человек вовсе. Ты — боец, единица. Тобою будут измерять потери. Таким тебя мама видела в детстве?

«Иди и смотри»Знаете что, бейте меня ссаными тряпками, но первыми среди киношников это поняли американцы: в войне нет победителей. Все проигрывают, вот так, друг мой. Неважно, с какой ты стороны. Погиб — проиграл, выжил — выиграл время, а потом всё равно проиграл. Потому что решительно непонятно, как потом с этим всем жить.

Некоторые советские фильмы тоже подходили к этой идее («А зори здесь тихие» и «Иди и смотри» — мой личный фетиш), но всё это очень осторожно, потому как народ-победитель со всеми вытекающими. Да и война у нас, судя по фильмам последних 70 лет, была всего одна — а вместе с ней и одна на всех победа, которая почти всегда отнимала весь хронометраж. Человеческому страху умереть место находилось очень редко — почти всегда всё отнимал героизм.

«Апокалипсис сегодня»Американское кино в этом смысле куда более многогранно. США после Второй мировой успели поучаствовать в целой куче всяких войн, и далеко не все эти войны были популярны среди самих американцев. На одном Вьетнаме Штаты создали целый кинематографический жанр. Это не героическое кино. Это фильмы про отчаявшихся, обезумевших от ужаса людей, которых непонятно за что забросили в жопу мира и оставили там умирать.

У меня есть своя собственная коллекция подобных картин. Я тщательно её оберегаю от критиков — хотя таких, спасибо им, немного. Пополняется эта коллекция очень неохотно: я полагаю, снять второй «Апокалипсис сегодня», «Взвод» или «Цельнометаллическую оболочку» было бы довольно трудно. Вот эти три фильма, на мой взгляд, — настоящий венец антивоенной режиссёрской мысли.

«Взвод»Впрочем, американцы, в отличие от стран бывшего СССР, не зациклились лишь на одной войне — к несчастью, этого добра на их век хватает и сегодня. И в год по капле моя коллекция всё же потихоньку становится больше.

В 2008 году Кэтрин Бигелоу сняла «Повелителя бури» — тема Ирака, а заодно старое доброе «на хрен это всё нужно».

«Повелитель бури»В 2009 году Грант Хеслов снял очень странный фильм The Men Who Stare at Goats (какие-то сумасшедшие перевели его на русский язык как «Безумный спецназ»). Здесь тоже Ирак, а заодно бессильная злоба на тех, кто придумал узаконенное убийство.

«Безумный спецназ»В 2014 году Дэвид Эйер снял «Ярость» — один из немногих фильмов о Второй мировой, где героизм пытается примириться с желанием выжить. Кстати, есть такое мнение, что чем дороже фильм про войну, тем меньше у него шансов называться антивоенным. Логика такая: масштаб баталий и спецэффекты уже дают несколько очков героизации войны. Да, но нет, и «Ярость» — всего только кино про уставшую солдатню — пусть и очень дорогое.

«Ярость»Посмотрите эти фильмы. После них хочется жить, а заодно изолировать всех до одного агитаторов военных парадов и прочего милитаристского говна. Рядовой Шутник со своей «теорией двойственности Карла Юнга» говорит, что военная каска может сочетаться со стремлением к миру. Я полагаю, это до тех пор, пока не придётся кого-нибудь убить.

«Цельнометаллическая оболочка»


Понравился материал? Не жмитесь, делитесь в соцсетях!