«Малыш на драйве»У Эдгара Райта сильно свербит в одном месте. Ни присесть, ни прилечь — прямо вот так. Вообще, для талантливого кинематографиста это скорее хорошее качество: и правда, чего сидеть в своём болоте, если вокруг огромный мир с миллиардами неизведанных возможностей? Надо ведь успеть попробовать как можно больше — второго шанса не будет.

Так что Эдгар Райт пробует. Всякий раз выдумывает что-то новое — хотя пользуется при этом исключительно стандартными заготовками. Это что-то вроде набора начинающего режиссёра — такие со всеми их штампами и клише раздают, вероятно, всем юным дарованиям от камеры и хлопушки. Правда, одногодки мистера Райта уже давно и думать забыли о своих первых наборах, а вот он всё ещё пользуется этим старьём. И даже не думает от него отказываться.

«Малыш на драйве»А нам только того и надо, верно? Нас ведь хлебом не корми — дай глянуть, как ещё Эдгар Райт намерен поиздеваться над очередным замшелым киножанром. Спагетти-вестерны и зомби-хорроры своё уже получили, спасибо за маленькие радости; бадди-муви тоже; досталось даже фильмам об инопланетных вторжениях. Что дальше, мистер Райт? Куда ещё заведёт нас ваше специфическое чувство юмора? Давайте, мы готовы.

Что ж, на этот раз Райт решает, что пришло время открыть Америку. Для своего британского вторжения он выбирает идеальный плацдарм — добротный типовой экшен с ограблениями, погонями и стрельбой. Подобных фильмов по ту сторону Атлантики сняли уже воз и маленькую тележку, так что ещё один ни у кого не вызовет подозрений. Да какие там подозрения — прикормленные зрители нипочём не откажутся провести время в привычной компании визжащих покрышек и толковых перестрелок — а пока сообразят, что к чему, Райт уже развернёт полномасштабное наступление.

«Малыш на драйве»Основной удар, восхитительный и неожиданный в равной степени, придётся по их ушам. Вообще, музыкальный ряд «Малыша на драйве» — главная и самая яркая его особенность. Всё начинается с музыки и ею же всё заканчивается. Саундтрек связан с сюжетом таким хитрым узлом, что зрителю даже страшно представить, что будет, если отделить одно от другого.

Эдгар Райт словно читает эти мысли. Прямо посреди фильма музыка неожиданно замолкает, и зрителя оставляют один на один с местной историей — и, вот так сюрприз, она оказывается не слишком весёлой и не самой занимательной. Начинавшийся как безумное драйвовое приключение, а теперь лишённый своей изюминки, фильм оборачивается типичным американским боевиком со стандартным набором действующих лиц. Вот главный герой; он славный малый, но ему всё время не везёт. А вот антагонист — совершенно беспринципный и беспощадный ублюдок. Ещё есть несколько пар второстепенных персонажей, клишированных просто вусмерть.

«Малыш на драйве»Сюжетная линия, с которой сняли музыкальное обрамление, тоже оказывается довольно безликой. В середине фильма действие разворачивается настолько привычно и предсказуемо, что сидящий рядом с вами поклонник Райта не найдёт себе другого развлечения, кроме как смотреть на печальные физиономии своих единомышленников.

Одно хорошо: в период музыкального затишья лента отдаётся на откуп лихому экшену. Да, любители классических боевиков видели это уже сотни раз — ну так ещё один впечатления точно не испортит, верно? Тем более что снято всё просто безупречно.

Ну ещё бы не безупречно — наш британец должен полностью втереться в доверие к американским зрителям. И вот когда новая паства окончательно успокаивается (а старая догрызает локти от отчаяния), Эдгар Райт снова включает музыку.

«Малыш на драйве»Что тут начинается! В фильм словно впрыскивают закись азота: повествование срывается в бешеный галоп, количество выстрелов в секунду взлетает до скорости пулемёта, а из-за валяющихся под ногами трупов негде ступить. В дополнение ко всему персонажам вдруг надоедает собственная предсказуемость, и они принимаются совершать поступки один другого безумнее.

Можно выдыхать: это всё тот же старый добрый Эдгар Райт. Мрачноватый юмор и тонкое чувство стиля — всё при нём. Как и прежние его работы, «Малыш на драйве» направо и налево разбрасывается отсылками и буквальными цитатами из всевозможных популярных кинокартин. И каждый такой намёк почти неуловимо отдаёт фирменной британской иронией. Ближе к кульминации Райт начинает откровенно дурачиться, а фильм перестаёт, наконец, скрывать, что он пародия.

«Малыш на драйве»Райтов пример заразителен: вместе с ним с большим удовольствием валяют дурака и здешние актёры. Джон Хэмм, Джейми Фокс и Кевин Спейси сперва ещё пытаются держать себя в руках, но ближе к концу фильма, со второй музыкальной волной, окончательно отпускают поводья. Единственный персонаж, который относится ко всему происходящему более-менее серьёзно, — сам Малыш. Это такой глоток здравого смысла во всём здешнем балагане, и его нам дарит Энсел Элгорт, назначенный на главную роль.

Малышу трудно даётся эта его серьёзность: юный Элгорт изо всех сил хмурит брови и смотрит волком на своих врагов. Но начинает звучать музыка — и весь драматизм улетучивается, а безбашенный подросток берёт верх, превращаясь в настоящего Фрэнка Мартина на спидах.

«Малыш на драйве»И что получается? Британец приехал в Штаты, чтобы показать местным киноделам, как нужно снимать самое американское на свете кино. А заодно застебал все здешние патриархальные порядки. И никто не в претензии, ни один местный не рвётся набить морду выскочке.

Ай да Эдгар Райт.


Делитесь отзывом в соцсетях — «Малыш на драйве» довольно редкий продукт, чтобы просто так его пропустить.