Всему есть предел. Всему — даже экранизациям американских комиксов; хотя, надо признаться, я говорю это с известной долей сожаления. Никто, конечно, не призывает тут же прекратить снимать всю эту красоту, потому что Юре Костузику так захотелось. Просто, может быть, чуть-чуть уменьшим напор на зрителя? Обожраться шоколадом много ума не надо — но как потом различать вкусовые тонкости?
Эй, я тут говорю о серьёзных вещах. Ну-ка, сколько комиксов с начала этого года мы уже посмотрели? Три. Три! Два фильма от Marvel, один — от DC. И это только крупные премьеры — а ведь есть ещё сериалы и прочая мерзость. Учитывая, что прошло меньше пяти месяцев, это пугающе до хрена. И такая тенденция будет продолжаться: эти жмоты ни за что не оставят нас в покое, пока не выжмут наши кошельки до последней копейки. А так как билеты в кино не такие уж и дорогие, ждать и смотреть экранизации комиксов нам всю свою жизнь.
Так восстанем же в едином порыве! Скажем дружное «Хватит!» всем этим разноцветным супергероям! Пора поставить крест на ежемесячных выплатах в пользу голливудского ширпотреба!.. Ой, а что это? Новые «Люди Икс»? Ух ты! А можно глянуть? Неужели Брайан Сингер? Дыа! Огонь!
Знаете что? Мы слабовольные рохли, вот мы кто. Marvel снисходительно кивает, слушая все эти бредни про ненужные комиксы, а потом выпускает на сцену Брайана Сингера с его мутантами — и мы плывём, как сыр «Дружба» на поджаренном тосте. Потому что есть от чего плыть. Потому что «Люди Икс: Апокалипсис» — это очень и очень здорово.
Немного об умнице Брайане Сингере, если позволите. Кстати, знаете, в чём разница между словами «умница» и «хитрожопый»? Ни в чём — во всяком случае, фактически. Это смысловые близнецы, и я не поставил в заголовок слово «хитрожопый» только потому, что «умница» намного короче, а вовсе не из-за грубости формулировки. Слово «хитрожопый» грубое только на первый взгляд. Это очень ёмкая характеристика: не просто хитрый — ещё и до хрена умный, со всеми причитающимися коннотациями.
Именно эти качества позволяют мне назвать мистера Сингера чистейшей хитрожопости чистейшим образцом — парень вертит нами как хочет. Мы-то думаем, что нас хрен чем удивишь — но у Сингера есть на этот счёт свой план.
Итак, мы с вами пришли смотреть фильм про супергероев-мутантов, верно? Никаких сюрпризов — вот они, мутанты. Всё, как и ожидалось: довольно привычная завязка (мы устраиваемся поудобнее), масштабная открывающая сцена (начинаем жевать попкорн), мультяшные титры (удовлетворённо крякаем и понимающе переглядываемся).
И вдруг ещё одна завязка. И ещё одна вроде бы открывающая сцена. Эээээ, ну ладно. Мы пожимаем плечами и начинаем болеть за новых героев. Там у них всё развивается, всё просто здорово, разве что темп немного другой. Но мы быстро привыкаем.
Неожиданный толчок — и мы на новой сюжетной линии. Без переходов, просто так. Да вашу ж мать, это что, эксперимент? Дайте досмотреть! Что за сериальная манера!
Но именно эта манера и делает «Люди Икс: Апокалипсис» таким крутым фильмом. Режиссёр Брайан Сингер и сценарист Саймон Кинберг выстроили концепцию, при которой зритель ни разу не зевнёт за весь хронометраж — а это почти два с половиной часа. Как только вы начинаете думать о том, а не пора ли ловить себя на мысли, что можно взглянуть на часы — действие тут же меняет место и героев, а вместе с этим меняется и ритм повествования. Это беспроигрышный вариант — зритель весь в фильме, он не устаёт от него, а значит, не пропускает ни одного слова, ни одной сцены.
Впрочем, даже такая манера может показаться кому-то чересчур навязчивой. О, поверьте, на такой случай у мистера Сингера есть пара фокусов в рукаве: он тонко чувствует наше настроение и любому негативному отклику готов нанести мощный превентивный удар. В основном это достигается здоровским экшеном — отдельные эпизоды можно вырезать и показывать как самостоятельные произведения кинематографического искусства. Это чисто режиссёрская заслуга — Майклу Бэю и его огромным роботам такое даже не снилось.
Там, где экшен на время успокаивается (и это ОЧЕНЬ КОРОТКОЕ время), на передний план выходят замечательные актёры. Это те самые Джеймс МакЭвой, Майкл Фассбендер, Николас Холт, Дженнифер Лоуренс и Эван Питерс — плюс ещё пара-тройка новых лиц. А самое главное — роль суперзлодея досталась Оскару Айзеку, и всё сущее зашлось в экстазе от этих опущенных уголков губ и насупленных бровей. Вообще, мистер Айзек в злодейских ролях — это так же естественно, как булочка с маком или сельдь под шубой. Это вселенская гармония.
Да вот только ею дело не ограничивается. Всем нам известна драма Мутантов — противостояние команд Магнито и профессора Ксавьера продолжается уже почти десять фильмов. И каждый раз сценаристы подчёркивают: нет однозначно плохих Людей Икс — есть разные точки зрения и восприятия. Ничего нового в этом отношении лента Сингера не несёт — но старый конфликт всё же не надоедает. Почему? А это всё Оскар Айзек — это он оттеняет разборки заклятых друзей. Приём сильно избитый, но по-прежнему отлично работает.
Выходит, за кажущейся простотой концепции Сингера — Кинберга огромный, очень сложный механизм. Каждая его шестерёнка, каждая рейка и пружинка смазана и работает как швейцарские часы. Здесь ничто не ломается, ничто не отказывает — всё сделано и подогнано с хирургической точностью. А если нам показалось, что где-то произошёл сбой — что ж, значит, хитрожопый Брайан Сингер так и хотел. Именно такой реакции он от нас и ждал. Потому что он большая, большая умница.
Разумеется, нас ждёт продолжение. И более чем вероятно, что сценарий, как и раньше, не станет выделяться особыми изысками — но смотреть на это будет всё равно интересно. Главное, чтобы новым фильмом занялись мистер Сингер и его команда. Не забирайте их у нас.
Понравился материал? Не жмитесь, делитесь в соцсетях!
1 уведомление