Эй, детишки, хорошо себя вели весь год? Слушали старших, ели всю эту полезную безвкусную дрянь? Были послушными детьми? А подарки — дождались подарков-то? Небось все праздничные коробки залапали своими жадными пальчиками, а? Ну, раз в год можно, верно? Наслаждайтесь, тем более что в следующем году Санта может и не прийти. И тогда вместо него заглянет совсем другой персонаж. Мрачный, жестокий и со своим представлением о справедливости.
Жуйте уже свои конфеты — у вас есть время аккурат до следующего Рождества. Радуйтесь, пока днём всё ещё светло, а в камине горит уютный огонь. Пока вместо рождественских колокольчиков не услышите звон железных цепей.
Пока не придёт Крампус.
Ох и любим мы всю эту праздничную суету на стыке годов. Само собой: подарки же, новогодняя/рождественская атрибутика и всё в таком духе. Впрочем, есть ещё кое-что, благодаря чему это время становится по-настоящему волшебным — и надо признать, американцы лучше нас знают, в чём тут дело. Для них Рождество — время примирения и всеобщей любви. Вы могли весь год растлевать старушек и отбирать леденцы у детей, но в ночь на 25 декабря ваша душа самая чистая во всей Вселенной. Пособачиться на Рождество — за океаном это смертный грех. Там за такое без всяких разговоров попадают в ад, всё просто.
Эту идею, разумеется, нещадно эксплуатирует кинематограф. Голливуд снял великое множество фильмов, так и сяк рассказывающих о чудесных рождественских примирениях и прочих волшебствах. Почти всегда эти картины бесконечно милы и до омерзения приторны — людям нужно беззаботное настроение, агрессия тут недопустима.
Впрочем, есть и исключения, спасибо за маленькие радости — хотя и они полны нравоучений. Режиссёр Майкл Догерти нам в назидание снял историю о семье, которая ругалась между собой весь год и так и не сумела помириться в Рождество. Внутрисемейное безумие зашкалило как раз за несколько дней до праздника — и Санта отрёкся от этих людей. Зато открылись все пути для Крампуса.
О, я вам сейчас про него расскажу. Крампус — это древняя зловредная тварь, которая отвечает за наказание непослушных детей. Наказание это ежегодное и всегда намечено на декабрь. То есть наш парень — своеобразный антипод Санты. Он не дарит, а забирает. В нашем случае забирает всё у маленьких детей, которые плохо себя вели.
Но вот что я думаю. Ребёнок, который плохо себя вёл во времена моды на Крампуса, вполне мог заслужить смертную казнь. В наше время такому ребёнку принято грозить пальцем. Мы стали либеральнее, а значит, и наказание должно больше соответствовать проступку.
Только Крампус плевать на это хотел. Раз уж он пришёл, то до смерти пугает и детей, и взрослых. А если кто-то не окочурился от одного его вида, что ж, всегда найдётся способ расправиться с несчастным вручную. В конце концов, это очень древний демон, который совершенно не в курсе либеральных ценностей. Равнодушный палач — вот кто такой Крампус. Он не поведётся ни на мольбы, ни на угрозы, ни на шантаж. Его невозможно остановить.
Знаете, для детей как-то чересчур серьёзно. На это мог бы намекать возрастной рейтинг фильма Майкла Догерти: у нас 16+. Но в Америке дали более сомнительный PG-13. Так кто же целевая аудитория?
Вероятно, взрослые, раз уж «Крампус» так жесток и кровав. Действительно, здесь хватает эпизодов, от которых иной совершеннолетний вздрогнет, а уж ребёнку точно будут сниться кошмары. Некоторые визуальные решения нетривиальны, а атмосфера порой угнетает очень даже не по-детски. Правда, реализация очень уж простая. Многие сцены напоминают старый ужастик «Демонические игрушки» — и это не комплимент. Вид какой-нибудь запылённой куклы по-прежнему способен внушить страх, но для современного кино такой приём выглядит слишком… ожидаемо.
Ладно, раз «Крампус» не очень смог в выдающийся хоррор, может, получился как комедия? Ну, первая четверть фильма нет-нет да и блеснёт парой-тройкой остроумных моментов — но дальше начинается та самая серьёзная часть, которая должна была определить «Крампус» как фильм ужасов. Нет, это точно не комедия.
Вот она, беда этой картины: она не определилась ни с жанром, ни с целевой аудиторией. Вероятно, такова и была задумка авторов: «Крампус» должен был начаться как довольно стандартный рождественский фильм в стиле «Один дома», а закончиться переиначенной на новый лад кошмарной сказкой. Но если у Майкла Догерти и были такие мысли, донести их толком он не сумел — ещё бы, довольно трудно донести что-либо, если у тебя нет адресата.
Но знаете что? Несмотря на то, что я тут наговорил, «Крампус» всё равно хорош. Во-первых, он интересный: да, многие сюжетные ходы предсказуемы, но антураж вытягивает. Во-вторых, здесь играют отличные актёры — и играют очень здорово (хотя мне кажется, этого от них никто не требовал). Это Адам Скотт, Эллисон Толман, Тони Коллетт и Дэвид Кокнер, а ещё пара полузабытых телезвёзд и куча нераздражающих детишек.
Наконец, «Крампус», пусть и в несколько непривычной для американских фильмов манере, но определённо пропагандирует семейные ценности — то, что нужно на Рождество. Берегите друг друга. Не грызитесь. Не нойте. Забудьте про сарказм. Станьте людьми, наконец. Ваша семья, ваши родные и близкие — единственное, что имеет значение. Даже если они вам не слишком нравятся.
Не хотите вести себя по-человечески добровольно — давайте, рискните всем. Действуйте по привычке. Но помните: рано или поздно наступит декабрь.
Понравился отзыв? Делитесь же в соцсетях.
Вероника
Такое ощущение, что твой вывод — самое главное в этом фильме :)))
Юрок
Даже не представляю, о чём ты))