«Игра на понижение»Финансовая грамотность — это совершенно не про меня. Нет, я не думаю, что деньги растут на деревьях, с которых их для нас срывает добрый президент. Но чтобы вы понимали, насколько всё плохо в моём случае, простой перевод денег с карты на карту для меня настоящая пытка, а от мыслей о том, как формируется курс белорусского рубля, начинает болеть голова.

Из-за всего этого я не люблю фильмы про финансы. Для меня они делятся на две одинаково омерзительные категории. Первые бесят, потому что думают, что они самые умные. В таких картинах герои — сплошь финансовые гении. В какой-то момент они решают, что эй, неплохо бы нагреться на несовершенстве системы, используя собственный интеллект. И всё-то у них получается, всё сходится — и все вокруг дураки, одни наши парни д’Артаньяны.

«Игра на понижение»Ничуть не лучше вторая категория. Занудные псевдоинтеллектуальные жвачки, Основанные На Реальных Событиях. Сценарий в таких фильмах не отличается особыми изысками — эти берут накалом и драматичностью. Как правило, здесь есть какая-то глобальная беда, которая только что произошла либо вот-вот случится. А главный герой сокрушается над тем, какие последствия это принесёт всему человечеству. Попутно нам устраивают скучнейшую экскурсию по глобальной заднице, в которую мы все попали или очень скоро попадём. Господи ты боже мой, как будто кому-то на это не насрать.

Но вот мы увидели настоящее чудо: фильм, который одновременно принадлежит и первой, и второй категориям; фильм, в котором неподготовленный зритель до конца поймёт от силы процентов 50 информации; фильм, который на два порядка умнее нас всех, вместе взятых. И это не бесит. Почему?

«Игра на понижение»Потому что большая умница Адам МакКей сделал главным героем своей картины не людей с их бесячими проблемами, а деньги. Вот так, сэр, мэм, бабло — главный персонаж фильма «Игра на понижение». Если позволите, пару слов о том, почему это просто прекрасно. В отличие от актёров деньги не умеют плохо играть — да, хорошо тоже не умеют, но они всегда так здорово выглядят, что вряд ли кто-нибудь заметит, даже если они начнут пародировать Джека Николсона.

Впрочем, в фильме МакКея есть кому играть помимо бабла. О, здесь целая россыпь. Начнём.

«Игра на понижение»Кристиан Бэйл, друзья и соседи! Человек, ради которого идут в кино, согласился сыграть вторую скрипку. Мы привыкли к тому, что этот парень настолько вживается в своих персонажей, что меняется физически: любой околокиношный паблик с удовольствием расскажет вам о том, сколько раз за свою карьеру Бэйл менял внешность. Что ж, он изменил её и на этот раз, хотя сразу и не поймёшь, в чём дело. Тадааам! — и у нас очередной запоминающийся герой в исполнении мистера Бэйла, счастье и радость, аминь.

«Игра на понижение»Кто тут ещё? Брэд Питт — ну, тут просто надо смотреть и радовать глаза. Вообще, у Питта есть такое удобное для актёра качество: ему достаточно появиться в кадре — и зритель уже весь его с потрохами. Чёрт его знает, как это у него получается. В «Игре на понижение» гримёры мало что от него оставили — но даже в том, что есть, моментально узнаётся Брэд Питт. Он вроде Джонни Деппа или Тома Круза — это какие-то сверхлюди, нам не понять. Давайте просто наслаждаться.

«Игра на понижение»Дальше. Райан Гослинг, ещё один жгучий сердцеед. В фильме МакКея роль Гослинга — связующая. Благодаря ему мы хоть как-то понимаем, что вообще на хрен происходит. Особого актёрского таланта это вроде бы не требует, хотя к чести мистера Гослинга его персонаж запоминается очень хорошо. И выглядит на миллион долларов.

«Игра на понижение»А вот кое-кто, кого я оставил напоследок. Стив Карелл — моё личное открытие. Я его терпеть не могу. Он меня бесит до дрожи в коленках — начиная, вероятно, с самого сериала «Офис». Да, он отличный комедийный актёр, и это исключительно моя беда, что меня его игра раздражает. Тем удивительнее то, что в «Игре на понижение» персонаж Стива Карелла — чуть ли не единственный, кто похож на человека. И знаете, он такой… настоящий. То есть по сравнению с другими героями, понимаете? Он словно попал не в свой мир, но ещё не осознал этого до конца. Эта сторона мистера Карелла для меня — большой сюрприз. Очень, очень приятный.

Ну, будет. Давайте лучше о сценарии. Как и положено фильмам финансовой тематики, «Игра на понижение» основана на реальных событиях. Обычно такой ход — самое нечестное, что можно сделать со зрителем. Но сценаристы Адам МакКей и Чарльз Рэндольф предусмотрели моё негодование и отодвинули те самые события на второй план. Вместо этого в центре оказалась технология зарабатывания денег из воздуха. И когда я говорю «денег», я не имею в виду то, что вы в состоянии себе представить. «Игра на понижение» орудует миллиардами. Миллиард — это девять нулей. Вам до него в жизни не досчитать — вот что такое миллиард.

«Игра на понижение»И все эти миллиарды — главные герои фильма МакКея. Мы их даже не видим толком, о них только все говорят. Но цифры звучат как симфония — и вот мы уже ни о чём больше не можем думать. Только об этих невероятных деньгах.

Деньгах, сделанных из ничего. Деньгах, за которые расплатились своими судьбами миллионы людей. Деньгах, которых никогда не должно было быть. В какой-то момент наши довольные ухмылки сползают — мы вдруг понимаем, что «Игра на понижение» ни разу не комедия. Это история поломанных жизней и запоздалого понимания. Это трагедия, которая никогда не должна повториться — и которая обязательно повторится. Потому что мы не умеем учиться на своих ошибках.

Впрочем, небольшой шаг к исправлению сделан — благодаря талантливому режиссёру, который сумел доходчиво объяснить, что с нами не так.

«Игра на понижение»