Брендан Глисон, добрый и всепрощающийЯ не слишком верю в церковь, знаете. Не слишком — это настолько, что по своему объёму моё неверие похоже на средних размеров дирижабль. Зато я верю в торжество человечности, в гуманизм и вот это всё. Мне нравится думать, что мы с вами все очень добрые, просто настроение не всегда хорошее.

Кино в этом смысле сильно помогает. Я помню вполне приличное количество фильмов, которые провозглашают вселенскую доброту и бесконечную любовь, есть плохие, есть хорошие, есть «Крупная рыба», «Трасса 60» и «Реальная любовь» (но они вне конкурса). Не хватало мне только хороших фильмов про церковь.

Не хватало, пока Джон Майкл МакДона не сподобился снять «Голгофу», одну из самых печальных и добрых картин всех времён. Милосердие, сострадание и вся эта ваша христианская человечность — сделайте мне два таких и на тот столик, пожалуйста. Повторите потом, я совершенно точно захочу ещё.

Потому что это театр, воплощённый в кинематографе. Это Брендан Глисон, пьющий крупным планом во всю свою здоровенную рожу, это Крис О’Дауд, играющий так, что слёз просто не остаётся. Это декорации сельской Ирландии, от красоты которых онемеет даже подготовленный, выросший на Полесье белорус.

Это вырывающее душу сострадание и милосердие, от которых Бен Ладен, будь он жив, немедленно принял бы христианство и постригся в монахи, постигая вселенскую доброту и человечность до конца своих дней во веки веков, аминь.

Это моё личное прочтение Евангелия — того самого Евангелия, которое всегда было от меня далеко. «Голгофа» не обратила меня в лоно церкви, но мировоззрение уже пошатнулось. В этом смысле фильм Джона Майкла МакДона дал мне на несколько порядков больше, чем вся клерикальная рать.