«ГараШ»Я посмотрел свои записи и обнаружил досадную лояльность практически ко всему. Как-то так получилось, что я вечно оправдываю любую, даже самую сомнительную хрень. Актёры плохо играют? Так ведь они только начали, дайте им шанс. Что, даже настоящие мастера неубедительны? Имейте совесть, они просто отдыхают между более серьёзными работами. Оператор бесит своей трясущейся камерой? Зато какая динамика! Ну, и всё в таком духе.

Я всем рассказываю сказки, мол, это из-за того, что кино по большей части нам показывают скорее хорошее, чем нет. И правда, кому придёт в голову снимать априори бестолковый фильм — это ж какой-то бред. Возможно, успех зрителей и критиков далеко не всегда обеспечен той или иной картине — но ведь замысел-то изначально наверняка был очень крутой.

«ГараШ»Впрочем, этот аргумент, и без того так себе, вдребезги разбивается о фильмы вроде «Шпиона», «Трансформеров 4» (Майкл Бэй, я помню о тебе в каждый момент своей жизни) и прочего шлака. Подобных поделок не так чтобы много, однако они своей зашкаливающей омерзительностью способны затмить всё хорошее, что было, есть и будет.

Так может, дело просто во мне? Может, вся эта лояльность — моя неотделимая черта? Может, я готов стерпеть любое дерьмо просто потому, что я — это я?

Может, и так — но тогда таких, как я, почти 10 миллионов человек. 10 миллионов терпил, которые способны оправдать что угодно, просто пожав плечами и сказав: «Ну, там сверху виднее». Об этих людях и для этих людей Андрей Курейчик снял «ГараШ».

«ГараШ»«ГараШ» — не художественный фильм в том смысле, в котором привык это понимать случайный зритель. Здесь есть история, но она высосана из пальца — и тот, кто её высасывал, делал это из последних сил. Актёры вроде бы тоже есть — но справедливость требует отдать должное лишь Эвелине Сакуро с её одним малюсеньким эпизодом. Остальные — просто ростовые куклы. Александр Куллинкович с Юрием Наумовым очень хороши — ровно до того момента, как начинают что-то говорить. Здесь вера в сценарий и диалоги рушится окончательно: Куллинкович словно проговаривает свои же собственные тексты, а Наумов испытывает явные трудности с тем, чтобы связать друг с другом хотя бы два слова. Жаль, потому что визуально дуэт очень харизматичный и запоминающийся.

Ещё есть исполнитель главной роли, Артём Курень, и он уже дипломированный артист — в отличие от музыкантов из «Нейро Дюбель». К сожалению, это знание даёт зрителю одно большое ни хрена, потому что играет Курень ничуть не лучше своих товарищей. В отдельные моменты возникает ощущение, что он вообще не очень понимает свою роль и что с ней делать.

«ГараШ»Есть и пара-тройка актёров второго плана, но с ними всё настолько никак, что не стоит и упоминать.

Выходит, ни истории, ни актёрской игры? Так что же это тогда — «ГараШ»? Первое впечатление — фельетон средней руки, что-то вроде советского «Фитиля». Здесь повсюду развесистая клюква, словно кто-то чужой подслушал тихий разговор двух белорусов на кухне, а потом попытался воссоздать его своими силами и словами.

«ГараШ»И всё же стоит копнуть чуть глубже. «ГараШ» — фильм-настроение. Скучное, депрессивное и унылое, как и все белорусы. И оно такое специально — мы должны увидеть, как выглядим со стороны. Нам кажется, что «ГараШ» затянутый и бессмысленный, несмотря на свой небольшой хронометраж — ну так давайте посмотрим в зеркало. Готовы мы счистить с себя 83 с половиной процента серости и безликости, что найти где-то там, внутри, настоящее золото?

А оно там есть — и эти вкрапления не дают мне сомневаться, что именно так всё и задумывалось. Жутко длинные, медитативные планы, бессмысленные диалоги — и вдруг посреди этого сцена наркотического трипа, которая оправдывает почти весь фильм. Пускай таких вкраплений очень немного, пускай они короткие — но оттого более разительный контраст в настроении.

«ГараШ»Это настроение — заслуга в одинаковой степени как режиссёра Андрея Курейчика, так и композитора Дмитрия Фриги. Вообще, музыкальное сопровождение фильма «ГараШ» — единственное, к чему нет никаких претензий от слова вообще. Песни Забелова и «Нейро Дюбель» хороши и звучат ровно там, где нужно, но самое крутое — это оригинальный саундтрек. Мы ведь понимаем, что музыка, рождённая для кинематографа, особенная. Композитор должен соблюдать очень хрупкий баланс, чтобы его работа не перетягивала на себя одеяло и в то же время запоминалась и создавала настроение. И у Фриги это здорово получается — идеальное музыкальное сопровождение.

Удачный тандем режиссёра и композитора в какой-то момент наводит на мысль, будто у белорусов зарождается, наконец, свой собственный кинематограф. Не тот хлам, что снимают на деньги государства, а своё, самобытное и неповторимое кино. Сейчас самое главное — никому это кино не отдать. Вцепиться в него зубами и когтями и обрушивать весь военный потенциал на любого, кто посягнёт на его киношный суверенитет.

«ГараШ»Можно жить с тем, что «ГараШ» скучный и затянутый — если честно, это вообще не проблема. Будь в нём хоть какая-то вменяемая история, чуть поинтереснее актёры — фильм был бы смотрибельнее. Но скорее всего, он лишился бы этого своего уникального настроения, в котором каждый белорус узнает себя любимого.

Очень бы такого не хотелось. Пока что это настроение — всё, что у нас есть. Мы должны беречь этот росток. Лелеять его, ухаживать за ним — в конце концов, даже в нашей странной стране наступят времена, когда зритель научится отличать своё кино от чьего бы то ни было.

«ГараШ»


Понравился материал? Не жмитесь, делитесь в соцсетях!