«Форсаж 8»17 лет назад Тони «Пуля в зубах» произнёс фразу, которая с каждым годом становится только мудрее. Конечно, в той или иной степени это касается многих его высказываний, но лишь одно с лёгкостью затыкает за пояс все прочие. Никогда не следует недооценивать предсказуемость тупизны — вот о чём речь.

Тони — очень не дурак. Это человек, прошедший через несколько кругов ада и вернувшийся оттуда с кучей дополнений и апгрейдов. Так что в контексте его нелёгкой биографии эта фраза звучит даже удивлённо и с некоторой самоиронией. Тони «Пуля в зубах» повидал дерьмо, и всё же остались в мире вещи, способные его удивить. Тони, дружище, хорошо, что ты не дожил до сегодняшнего дня. Потому что я совсем не уверен, что на твоём интеллектуальном лбу нашлось бы место для твоих же взлетевших бровей.

А они бы непременно взлетели, Тони. Universal выпустила восьмую (!) часть франшизы «Форсаж», вывалив за неё 250 миллионов долларов (!!!) — и народ пошёл оценивать. Отзывы скорее сдержанно положительные — я думаю, это по инерции, что скажешь, Тони, мой друг? Мне кажется, все эти люди просто недооценили предсказуемость тупизны «Форсажа 8» и теперь им очень нелегко в этом признаться.

«Форсаж 8»

— В некоторых вещах никогда не стыдно признаться, бро. Будь открытым. Будь как я.

Конечно, никто не ждал особых смысловых изысков от картины, где в главной роли куча суперкаров, толпы полуодетых красоток да Вин Дизель. Что было нужно зрителю, так это драйв, драйв, чуть-чуть драйва и ещё, пожалуй, драйв. За этим и ходили на все эти несчастные семь фильмов, верно? Да, чем больше зарабатывала на нас каждая новая часть, тем дебильнее выглядело всё, что происходило на экране — но драйв неизменно присутствовал.

Впрочем, мы ведь привыкли смотреть на всё с оптимизмом, верно? Вот же они, гонки. Всё такие же крутые и крышесносящие. Вот Вин Дизель, никак не желающий стареть и остепеняться. Вот вся его команда супергероев-механиков-водителей-хакеров-кого-угодно. Вот и вишенка на торте имени Доминика Торетто — Шарлиз Терон, сыгравшая главную злодейку. Что не так? А главное, где та степень предсказуемости тупизны, которую мы недооценили?

«Форсаж 8»

— Жгите, ребятушки. Зритель должен повестись с самых первых кадров, и тогда мы сможем втюхать ему что угодно.

Знаете, а ведь первые 20 минут фильм Ф. Гэри Грея вселяет определённые надежды. Зритель смотрит на эффектную открывающую сцену, слушает фирменные «форсажевые» диалоги о верности семье и прочем дерьме — и вдруг ему в голову стреляет мысль: «Эй, это же самопародия!». И в самом деле, можно ли сегодня представить, что кино, снятое не Майклом Бэем, будет настолько очевидно и неприкрыто использовать штампы, устаревшие ещё 15 лет назад? Вот зритель на какое-то время и успокаивается. Думает, значит, что режиссёр решил обратить невменяемость серии ей же на пользу, а?

Да, но нет, мистер Гэри Грей. Я ценю вашу смелую попытку исправить то, что и так хорошо работало (на сегодня Universal подняла на семи «Форсажах» почти четыре миллиарда долларов), но ваша концентрация на пародийности убрала из восьмого фильма единственное, что оправдало бы его существование. Тот самый драйв.

«Форсаж 8»

— Может, поездим уже на крутых тачках? — Нет, зритель ещё недостаточно послушал наши тупорылые диалоги.

Впрочем, винить в этом вас одного я не могу — давайте-ка позовём сюда сценариста Криса Моргана. Вероятно, его придётся отвлечь от чего-то очень важного, вроде употребления тяжёлых наркотиков или битья головой о стену. Потому что сценарий «Форсажа» невозможно было написать в том состоянии, которое большинство психически здоровых людей считает нормальным.

Я давал Моргану шанс два года назад — тогда тотальный идиотизм седьмого «Форсажа» можно было списать на то, что нашего парня похитили и, вероятно, пытали. Но ни один человек не выдержит двухлетней пытки, не правда ли, Тони, друг? Выходит, Крис Морган просто видит свою работу именно так. А мы, значит, скрипим зубами от радости и пытаемся оправдать всё происходящее общей несерьёзностью самой затеи.

«Форсаж 8»

— В смысле не всерьёз? Да я сраный мистер Серьёзность, твою мать.

Не всерьёз Доминик Торетто и его очередная упоротая санта-барбара. Не всерьёз вся эта команда суперболванов, каждый из которых тянет на себя одеяло в попытке утвердиться в звании Верховного Идиота. Не всерьёз дурацкая интрига, из которой получается пшик. Не всерьёз главная негодяйка… Стоп, здесь подробнее. Шарлиз Терон, которую, видимо, за неприлично большие деньги уговорили сняться в восьмом «Форсаже», всё так же восхитительна и прекрасна, как и в любом другом своём фильме. Но сценарий Криса Моргана превратил её героиню в один чудовищный штамп — и даже непревзойдённое актёрское мастерство не помогло ей выкарабкаться из этой ловушки.

Ладно, есть всё же и кое-что хорошее. Иногда попытки Гэри Грея придать серии новизну, а также кратковременные просветления Моргана дарят нам действительно классные сцены. Это пара-тройка изобретательных экшен-эпизодов, здоровские драки и несколько неожиданно смешных персонажей. Вот, например, герой Джейсона Стейтэма.

«Форсаж 8»

— Соскучились по мне, мои слабоумные тестостероновые пупсики?

Вот уж в жизни бы не подумал, что скажу это, но я по нему скучал. И понял это, когда застал себя за нетерпеливым ожиданием очередной сцены с участием его персонажа. Оказывается, у мистера Стейтема где-то на чердаке завалялся отличный комедийный потенциал — в итоге он вытягивает добрую четверть фильма одним своим появлением на экране.

Ещё один интересный герой — Никто Младший (заодно по имени можно судить об адекватности сценариста) в исполнении Скотта Иствуда. Правда, к фильму этот интерес имеет опосредованное отношение. Дело в том, что наш парень — сын Клинта Иствуда. И он очень на него похож внешне — а вот персонаж его ведёт себя ещё дебильнее остальных. Какое-то время я развлекал себя тем, что представлял себе возвращение Иствуда-младшего в родительский дом после премьеры фильма. Этот прищуренный взгляд его отца… В общем, не хотел бы я быть на месте Скотта.

«Форсаж 8»

— Скотт, звонил твой батя. Голос у него был какой-то недовольный.

Но вернёмся к «Форсажу 8», хоть и не очень хочется. Итак, сценарий, от которого полезет на стену буддийский монах. Стандартный набор актёров задницами и мышцами — а ещё их зачем-то снабдили ртами и позволили произносить свои идиотские реплики. Критический недостаток драйва и зашкаливающий «семейный» пафос в каждом эпизоде. Взамен — две-три замечательные сцены и неожиданно здоровский Джейсон Стейтэм.

Так себе размен, вот что. А главное, мы ведь всё это знали: ну не может как-то по-особенному выстрелить восьмая часть суперприбыльной и суперидиотской франшизы только из-за смены режиссёра. Студийные боссы в жизни не позволят рисковать такими огромными деньгами (один седьмой «Форсаж» заработал полтора миллиарда).

«Форсаж 8»

— Ждём тебя на девятом фильме, наш маленький глупый фанат!

Мы всё знали — и всё равно пошли смотреть на этот дурацкий аттракцион. Что ж, поделом. Никогда не следует недооценивать предсказуемость своей же тупизны.


Понравился отзыв? Делитесь вот теперь в соцсетях, а вы как думали.