«Занесло»«Занесло» — это явление, во всяком случае, в среде белорусских зрителей. Фильм очень хорош сам по себе, но обобщённая реакция среднего белоруса-кинолюбителя ещё лучше, она бьёт прямо в пах: «Боже, ну что за мудацкие пиндосы сняли эту клюкву». Понимаете, люди всерьёз возмущаются: не так часто в этих Голливудах снимают кино про близкую нам страну (да что уж там, практически Беларусь, чтоб все знали) — и такой лубок, а.

Потом этим комментаторам кто-то доводит, что «Занесло», кхм, вовсе не голливудский, а очень даже литовский проект. Что? Литовский? Сами про себя такое сняли? Наверняка на деньги Госдепа. Продались.

Ладно, вот что. Это действительно литовский фильм (а Литва действительно не Беларусь). Точнее, фильм литовско-британский, но снял его литовец, Эмилис Веливис. Так что свои эти обвинения в лубочности и клюкве оставляйте на парковке у «Акрополиса» по выходным.

«Занесло»

— Пссс, парень, не хочешь немного скидок в «Акрополисе»?

А у литовского фильма литовский и бюджет. Знаете какой? 2 700 000. Это в американских долларах. Два миллиона семьсот тысяч — думаю, процентов 99 ушло на гонорар Винни Джонсу. Ну, да бог с ним, лишь бы играл как надо. (А кстати, играет он очень хорошо — если критерием игры Винни Джонса по-прежнему считается умение состроить самую свирепую в мире рожу и способность воспроизвести такой густой английский акцент, что его слышно даже сквозь дубляж.)

Микроскопический бюджет не помешал Веливису снять прекрасную комедию с криминалом, бессмысленными драками, стрельбой, кровищей и просто чудовищным обилием обсценной лексики.

«Занесло»

— Хули вылупились? Голого мужика с батареей никогда не видели?

Кое-кто здесь сравнивает «Занесло» с фильмами Гая Ричи, а то и, прости, господи, с тарантиновской классикой. На самом деле, литовцы просто очень тонко спародировали все эти палп фикшн, с аллюзиями и намёками, как мы любим. От Тарантино взяли композицию, от Ричи — не слишком умных обаятельных героев. А Винни Джонс и вовсе превзошёл сам себя и сыграл пародию на Винни Джонса.

«Занесло»

— Я тебя помню, мужик! Ты Большой Крис! — Заткнись. Я зло.

Но это всё пасхалки, понимаете. Они, конечно, очень приятны, но, в общем, вещь в себе. Нужно что-то гораздо большее, чтобы сделать фильм даже не хорошим, а по-настоящему здоровским. Нужен сюжет. Динамика. Нужен драйв.

В «Занесло» этого добра — на здоровенный «кадиллак» с мёртвой шлюхой в багажнике. Сюжет непредсказуем ровно настолько, чтобы заставить подбородок Гая Ричи предательски дрожать. Динамика и драйв цепляются в горло мёртвой хваткой с самого первого кадра и отказываются отпускать буквально до конца.

«Занесло»

— Что я-то тут делаю?

И, помимо Джонса, здесь очень крутые актёры — как англичане, так и литовцы (ладно, и русские тоже). Я не очень уверен, но мне кажется, многие из них даже не знали, что участвовали в съёмках. Если так, думаю, Веливиса и его шарашку ждут серьёзные судебные иски — не все получились одинаково приглядными. Точнее, почти все вышли в той или иной степени омерзительными. Как в жизни, красота-то какая, а.

15 лет назад мы бы назвали «Занесло» шедевром. Но за это время у жанра сформировался свой пул классических представителей, и стать на одном уровне с ними — та ещё задача. Правда, есть мнение, что амбиции Веливиса так далеко и не распространялись. Он снял очень дерзкий и очень смешной фильм просто потому, что мог, а не чтобы стать литовским Гаем Ричи.

И это подкупает. «Занесло» даёт больше, чем обещал. Мы ждали низкобюджетный маскулинный треш, а получили очень неглупое и ироничное кино. Это замечательно.

«Занесло»