«Снайпер»Мистер Иствуд удивительный человек. Завоевать внимание, а то и любовь зрителя — это понятно, это вполне себе возможно, если ты неплохой актёр, работающий в популярном жанре. Так было со спагетти-вестернами Леоне полвека назад, и уже тогда Иствуд намертво вбил себя в историю кинематографа этим своим прищуром и сигарой в зубах. Играть бы ему молчаливых стрелков и дальше — слова бы никто не сказал. Потому что, как известно, круче Клинта Иствуда в этом амплуа не было и нет.

Но этот парень не так прост, нет, сэр. В 71-м на экраны выходит «Грязный Гарри», первый из серии фильмов об отмороженном полицейском из Сан-Франциско — и ну-ка, кто у нас играет этого самого полицейского? Клинт Иствуд. Он сменил пончо на пиджак, но методы остались те же, что были на Диком Западе. Разве что теперь его герой не так молчалив.

Clint Eastwood

You’ve got to ask yourself one question: “Do I feel lucky?” Well, do ya, punk?

Два культовых киногероя — это уже серьёзно. Что-то похожее чуть позже случилось с Сильвестром Сталлоне: сперва Рокки Бальбоа, потом Джон Рэмбо. Да вот только в отличие от Иствуда Сталлоне так и не сумел стать толковым режиссёром (несмотря на редкие удачи вроде «Рэмбо 4»).

А что мистер Иствуд? Сегодня ему 85 лет, и больше половины из них он снимает кино. Кино, которое растёт, стареет и становится мудрее вместе с ним. Время вестернов, полицейских боевиков и фильмов о Холодной войне прошло — их сменили серьёзные драмы о роли маленького человека в большом спорте, большой войне, большом чём угодно.

Ай, хрен с ним. Петь панегирики Клинту Иствуду может каждый дурак: успехи и достижения очевидны. А ведь есть за что его и обругать. Слегка, конечно, — слишком уж велик авторитет для моих небольших яиц.

«Снайпер»

Осторожнее, парень. С огнём шутки шутишь

Фильм «Снайпер» — вот оно. Ей-богу, удивительный случай. И вроде всё вполне по-иствудовски: маленький человек со своей большой бедой — в нашем случае это неспособность защитить всех и вся. В главной роли прекраснейший Брэдли Купер, легко идущий на эксперименты — за это мы его и любим. Ещё здесь Сиенна Миллер, и к ней тоже нет претензий.

Актёры играют хорошо — претензии есть ко всему остальному. «Снайпер» — фильм про войну и человека на войне, но при этом он даже не пытается притвориться антивоенным. Нам просто показывают фанатика, который идёт на всё ради достижения своей цели — довольно сомнительной, между прочим. Знаете, наверное, это вопрос вкуса, но моё глубокое убеждение: фильм про войну, который не говорит, что война — это плохо, не нужен.

«Снайпер»

— Как думаешь, Крис, зачем нам война? — А, похер, пойду застрелю ещё одного

Да бог с ней, с войной. «Снайпер» просто неинтересен — и вот это очень серьёзно для режиссёра, который даже в «Гран Торино» сумел вплести интригу. Может показаться, что отсутствие вменяемого сюжета вполне закономерно: историческая драма довольно редко отличается изобретательностью в этом смысле. Всякие там «Игры разума» скорее исключение, чем правило. Но всему же есть предел: два часа экранного времени в кадре война с редкими мелодраматичными вкраплениями — и при этом нихрена, ну вообще нихрена не происходит! Ну как так?!

«Снайпер»

«Снайпер» Крис Кайл и выражение его лица. Найди десять отличий

А вот так. Иствуду интереснее показывать непроницаемое лицо Криса Кайла, главного персонажа «Снайпера», чем думать о всяких глупостях вроде хоть какого-то действия в фильме. На каждое наше робкое «но» он решительно отвечает своим «похер, мне лучше знать».

Впрочем, ближе к концу ленты что-то всё же происходит. Что-то неуловимое — но всё вокруг как будто оживает. Камера вдруг осознаёт, что, оказывается, в кино можно двигаться, а не только стоять на штативе. Сценарий вспоминает, что фильм не резиновый, и пора уже что-то делать. Всё как будто налаживается…

«Снайпер»

А нет, показалось

Нет, показалось. Это просто конвульсии. «Снайпер» начинается ни с чего и так же ничем и заканчивается. Великолепная работа. Спасибо, мистер Иствуд.