«Скорость: Автобус 657»Heist — это по-английски ограбление. Я справлялся в словаре. А в словарь полез потому, что в какой-то момент засомневался: может ли слово heist переводиться как «скорость: автобус 657»? Ведь если это так, то я сильно недооценивал английский язык в его умении чётко выражать мысли.

Оказалось, что я сильно недооценивал невменяемость русских локализаторов. Да, я знал, что они привыкли единолично принимать решение об умственной неполноценности зрителей — но до такого даже у них доходит довольно редко. Логика прослеживается просто: Heist — это фильм про ограбление, но он также и про автобус, который всё время едет. Локализаторы сложили два и два — и вот нам «Скорость: Автобус 657». Чтоб мы, видимо, держали в голове старый фильм Яна де Бонта с Киану Ривзом.

«Скорость: Автобус 657»

— Так, а туточки у нас что? — Начальник, портрет Франклина, и разбегаемся, ок?

Но Heist очень далёк от той картины, и сравнивать их по признаку наличия автобуса — то же самое, что сравнивать «Форсаж» с «Антуражем» по признаку наличия дорогих тачек. В 90-е годы криминальные боевики, рассчитанные на широкого зрителя, должны были быть динамичными — и этого было вполне достаточно. Очень хорошо, если там имелся харизматичный герой-красавчик, а уж если ко всему этому злодеем брали Денниса Хоппера, то провал был невозможен.

Сегодня зритель пошёл до хрена умный и взыскательный. В криминальных фильмах нам по-прежнему нужен постоянный движ (иначе скучно), но одного этого уже не хватит. Актёров нам крутых, да побольше, и сценарий, как у Тарантино. И музыку. И чтоб оператор работал как надо. Короче, мы стали такими говноедами, что, кажется, сами себя способны выбесить до смерти.

«Скорость: Автобус 657»

— А потом он и говорит: будешь играть копа. И что ты думаешь? Я — девка-патрульный, ну конечно.

Эй, разве я сказал, что это плохо? Это замечательно: голливудский рынок кормит нас всем подряд, так пусть хотя бы держит руку на пульсе, от этого все только выиграют. Но вот если фильм «Скорость: Автобус 657» довольно далеко ушёл от 90-х, то до нашего времени он так и не добрался, оставшись где-то на стыке тысячелетий.

Вот что я думаю: Скотт Манн («Турнир на выживание») хотел как лучше. Он вшил в экшен нитку криминальной драмы и слегка разбавил всё это семейными ценностями. Можно сколько угодно делать кислую рожу, но в том числе за такие миксы мы и любим американский киношный ширпотреб.

Или любили… лет 15 назад. В 2000 году Джон Франкенхаймер снял «Азартные игры» — в своё время один из самых показательных представителей подобного жанра. Бен Аффлек, Шарлиз Терон, Гэри Синиз, а ещё неплохой сценарий и очень модный в то время ход: фильм начинался с финальной сцены, а потом возвращался в начало. «Скорость: Автобус 657» действует абсолютно так же, и не только в смысле сценария — даже атмосфера безнадёги напоминает ту, пятнадцатилетней давности.

«Скорость: Автобус 657»

— Парень, не лей мне в уши дерьмо, ты не представляешь, через что я прошёл за последние годы. Один только «Стажёр» чего стоит.

А ещё здесь тоже заняты хорошие актёры. Вот, скажем, Роберт Де Ниро, который вернулся в классическое амплуа местного мафиозного царька — и пусть его лучшие работы остались глубоко в XX веке, за один такой камбэк мы простим ему очень многое. Мистеру Де Ниро помогает Джеффри Дин Морган. Играет он очень и очень здорово — а кто бы смог иначе, имея такое внушительное сериальное прошлое. Правда, у Моргана есть один существенный недостаток: он как две капли воды похож на Хавьера Бардэма. И это сильно отвлекает от фильма. Я люблю Бардэма больше жизни и такое сходство воспринимаю как возмутительную экономию бабла. Эй, продюсеры, если вы хотели видеть в фильме кого-то, похожего на Бардэма, почему бы не пригласить самого Бардэма?

«Скорость: Автобус 657»

— Или пластику делать, или в сериалы возвращаться. Вот засада, а.

Продюсеры наверняка ответят, что такой ход забрал бы вторую половину бюджета картины. А так как первая уже ушла Роберту де Ниро, нам, зрителям, ни хренулечки бы не осталось. Так и смотрели бы мы, как два корифея сидят в одной комнате и полтора часа пялятся друг на друга с умным видом. Нет, моё твёрдое убеждение — пусть уж лучше будет Джеффри Дин Морган, а с ним обещанный экшен.

И Скотт Манн меня не обманул. Действие начинается с самой первой секунды, напряжение постоянно растёт, атмосфера накаляется — и всё это добро не провисает ни разу за весь фильм. При этом героям хватает времени порефлексировать, поговорить, поплакать — но подобные сцены впилены очень органично и не вызывают никаких вопросов.

«Скорость: Автобус 657»

— Уважай мою власть: я снимался в «Бонде»! — А я похож одновременно на Бардэма и на Дауни младшего, так что катись-ка ты ко всем херам!

Да, сама история, как и весь фильм, устарела ещё лет 15 назад. И пусть сюжет «Скорости: Автобуса 657» в некоторых моментах закладывает довольно лихие виражи — это всё старые схемы, знакомые по большинству подобных фильмов начала нулевых. Сейчас такие уже не используют.

Впрочем, если держать это в голове, от ленты Скотта Манна можно получить известное удовольствие и даже слегка поностальгировать. Что, к сожалению, не делает «Скорость: Автобус 657» сколько-нибудь запоминающимся фильмом. Таких в своё время было немало, а больше, наверное, и не надо.