«Из машины»Искусственный интеллект надоел. Его ещё не успели толком изобрести — а он уже в печёнках. Каждый божий год кинематограф выбрасывает в мир по несколько картин, где всё крутится вокруг этого дерьма. Публика, конечно, такое любит. Боится до чёртиков самой возможности — но обожает глядеть на выдуманный мир, где искусственный интеллект балансирует между невинным развлечением и бедствием планетарного масштаба.

Любит зритель — любят и продюсеры. Они такую любовь тонко чувствуют, и, видимо, смотреть нам про искусственный интеллект ещё долго. Печаль, конечно. Ничего же нового, а? Всё то же, что и 20 с лишним лет назад: придут машины и поработят человеческий род. Всё это уже заснято до дыр.

«Из машины»

«Н» значит неймётся

Но всегда есть персонаж, которому неймётся. Он, как и мы с вами, рос на этих фильмах об искусственном интеллекте. Зачитывался научной фантастикой. Мечтал о своих безумных звёздах. Он искал — и в конце концов нашёл. Вот оно, фантастическое кино, которое своим исполнением пугает сильнее, чем все «Терминаторы» мира.

Этот персонаж — Алекс Гарленд, снявший фильм «Из машины» и вернувший жанру былую мрачность, о которой мы уже успели позабыть.

Вообще, так быть не должно. Бюджет «Из машины» — 11 миллионов евро. Приличный режиссёр за такие деньги не станет снимать даже дебильный фильм про уличные танцы, а тут — нате вам, научная фантастика. Но штука в том, что Алекс Гарленд вовсе не приличный режиссёр. Раз уж на то пошло, он вообще никакой не режиссёр. Писатель и сценарист — это да, и «Из машины» его режиссёрский дебют. Я думаю, продюсеры, которые с ним работали, просто не объяснили ему правила, не рассказали всей правды про важность бюджета.

«Из машины»

А говорил, опытный режиссёр

Что ж, Гарленд делал свою новую работу так, как её понимал. Он написал как всегда отличный сценарий, создал под него свой маленький, изолированный мирок с минимумом декораций, снабдил всё это четырьмя актёрами — и получилось просто здоровское кино.

Как такое возможно? Кому сейчас интересны фантастические фильмы, практически полностью снятые в студии и лишённые всякой мишуры?

Вероятно, секрет в самом минимализме. Вся эта камерность создаёт интересный эффект: как будто читаешь книгу, а не смотришь кино. Нам дают даже не рисунок, а набросок, по которому мы сами воссоздаём историю. Сами наполняем её тем, что нам нужно. Фильмы так не умеют. А книги — да. Приём для кино не слишком честный, зато надёжный — вспомните хотя бы «Куб».

«Из машины»

Оскар Айзек, который сделает всё как надо

Впрочем, минимализм и вся эта «книжность» не отменяют некоторых прелестей кинематографа, которые причитаются нам по праву зрителя. Актёрская игра, например. Здесь у нас Оскар Айзек, и с ним всё понятно: не было ни одной причины усомниться в том, что он всё сделает как надо. Спасибо ему за его предсказуемость — так оно и произошло. Айзек не стал корчить из себя Главного Персонажа, Которому Все Должны. И Донал Глисон тоже не стал. Этот вообще мистер Скромность — даром что протагонист.

«Из машины»

Донал Глисон, который просто постоит в сторонке

Потому что главная здесь — шведка Алисия Викандер, красивая и желанная, как спальный гарнитур из IKEA. Я не силён в тонкостях актёрского мастерства, но мне кажется, играть робота очень трудно (если, конечно, ты не Шварценеггер). Нужно ведь, чтобы все понимали: ты похожа на человека, потому что тебя такой создали, да только на самом деле человеческого в тебе не больше, чем в мыльнице. И вот когда последний зритель до этого дойдёт, ты примешься их переубеждать: эй, я почти такая же, как и вы, у меня тоже есть чувства, слабости и всё такое.

«Из машины»

Алисия Викандер, которой мы верим

И да, смотри ты, действительно есть. Это же так очевидно! Надо помочь ей, поверить, проявить сострадание, показать пример человечности — она ведь хочет стать такой же, как мы, не так ли?

Или… А  что, если… Что, если она врёт?