«И гаснет свет»Я не слишком разбираюсь в природе различных человеческих фобий. Если честно, я об этом всерьёз никогда и не думал. Тут у меня подход совершенно обывательский: если человек чего-то боится, в первую очередь ему стоит избегать источника своего страха. Скажем, это могут быть огромные собаки. Или пауки. Крыши небоскрёбов. Небольшие замкнутые пространства.

Кто-то скажет: эй, страху нужно взглянуть в лицо, тогда его можно победить! Хрень собачья, вот что я думаю. Невозможно избавиться от всех фобий. Выйдите один на один против здоровенного пса, одолейте его одним своим волевым взглядом, потом идите и напейтесь от счастья. Только что вы избавили себя от одного малюсенького и совсем неопасного страха. Лишь для того, чтобы его место тут же занял другой, но уже посерьёзнее. Такой, которому не так просто взглянуть в лицо. И избежать его по моей методе уже не удастся. Представляете, что это может быть? Давайте, накидайте себе в голове пару-тройку вариантов. Потеря близкого человека? Внезапное банкротство? Вселенский апокалипсис?

Обычная боязнь темноты?

(щёлк)

«И гаснет свет»Темнота в кино натворила дел, а? Вампиры, оборотни и прочая классика — тёмное время суток здесь всегда было непременным участником событий. Очень удобно для кинематографистов: нужно лишь создать атмосферу, а зрительский мозг сам додумает всё остальное. Да, некоторые бунтари от жанра ужасов пошли по пути наибольшего сопротивления и перенесли время действия туда, где посветлее. Показали, выходит, что жутко может быть и при солнечном свете. Посмотрели, значит, в глаза страху, да?

Ну так всё, что они сделали, это расширили перечень инструментов, вызывающих у нас первобытный ужас. Потому что боязнь темноты никуда не делась — во всяком случае пока у людей есть глаза, способные передавать сигналы мозгу. Мы тут с вами невероятно крутые зрители, повидавшие некоторое дерьмо — и всё же до сих пор сжимаем зубы, стоит режиссёру очередного ужастика выключить свет. Страх этот моментальный и, как правило, он быстро проходит. Но дискомфорт, который мы ощущаем, говорит о многом. Например, рассуждает он, эти глупые люди ещё не слишком натерпелись от темноты. Есть где развернуться.

«И гаснет свет»Развернулся Дэвид Ф. Сандберг, человек, успевший до этого снять несколько короткометражек. Таких, от которых волосы в ужасе забиваются назад в свои луковицы. Так, в 2013 году вышел трёхминутный фильмик под названием Lights Out. Снятый на коленке и за сущие гроши, но так мастерски, что приходится его смотреть урывками, эпизодами по 20–30 секунд. Нервы не выдерживают.

И вот мистер Сандберг решил, по всей видимости, что короткометражная постановка, пусть и здоровская, не успела показать всю прелесть самой идеи. Что он сделал: на пару с Эриком Хайссерером написал 80-минутный сценарий, пригласил несколько не слишком дорогих актёров, с ними толкового композитора и при помощи всего этого поставил отличный хоррор.

«И гаснет свет»Вообще, сам по себе резон раздуть коротенький фильм до полного метра кажется довольно сомнительным, что скажете? Я к тому, что короткометражка не обязана ничего объяснять зрителю. Это новелла, она должна быть неожиданной, как понос при здоровом питании. А вот большой ленте без объяснений не обойтись. Сколько мы видели дебильных ужастиков, сценарий которых попирал все мыслимые законы логики и здравого смысла, а? Это — одна из главных опасностей в жанре ужаса. Зритель, задающий во время просмотра вопросы «как?» и «на хрена?», отвлекается от основного действия, а значит, перестаёт бояться. И тогда хоррор скорее говно, чем нет.

Но у Сандберга и Хайссерера со зрительским вниманием всё в порядке. Они придумали пусть и изобилующую жанровыми клише, но всё же вполне себе самобытную историю, в которую вписали симпатичных персонажей — то есть таких, которых мы будем очень жалеть, если они не выживут. Это, конечно, заслуга не только сценаристов, но и актёрского состава. Тереза Палмер, например, стала одной из немногих киношных красавиц-блондинок, которые стараются всё делать по уму, так, как сделал бы критик-говноед внутри каждого зрителя.

«И гаснет свет»Гэбриел Бейтман — этот просто герой на все времена. Десятилетнему пацану, которому досталась роль главной жертвы, приходится заодно играть голубя мира, единственного на всей Земле, кто способен склеить разбитую семью. Парень подходит к своей миссии как к самому важному, что вообще может быть. Он жутко боится этой зловредной дряни, что отравляет его жизнь — но хрена лысого отступит. Семья, а как иначе.

Ну и над всеми этими юными дарованиями — Мария Белло, вишенка на торте из актёрского состава фильма «И гаснет свет». Её персонаж, совершенно нешаблонный и очень неоднозначный, — ещё одна деталька, которая наряду с малолетним Бейтманом добавляет драматизма в ленту Дэвида Ф. Сандберга.

«И гаснет свет»Ну, представляете? Мало нам было животного страха перед темнотой, так тут ещё и драмы подкинули. Впрочем, она очень филигранно впилена и совсем не отвлекает внимание. Даже напротив: именно драматическая линия в какой-то момент становится ключевой.

Но про ужас нам забыть не дадут. Пусть там герои решают свои семейные проблемы, исходя из крайне неординарных обстоятельств — у нас, зрителей, своя беда. Как досмотреть этот неотпускающий фильм и не опорожнить ненароком мочевой пузырь. Как лучше всего потом ехать домой: на машине, сидя в тёмном салоне, или в метро, в царстве вечного света. Как потом подняться в лифте на свой этаж — ведь там, на площадке, наверняка темно. Как прожить сводящие с ума секунды, что тянутся от открытия входной двери до нажатия клавиши включения света.

Как заставить себя выключить лампу перед сном.

Как жить дальше, если этот сиюминутный ужас никогда не отступит.

(щёлк)

«И гаснет свет»


Понравился отзыв? Не жмитесь, делитесь в соцсетях!