В прошлом году мы с вами ходили на «Исчезнувшую», помните? Там снялась Розамунд Пайк, актриса, которая удивительным образом умеет играть, как бы и не играя. То есть лицо у неё совершенно деревянное — и всё же создаётся впечатление, что это качество персонажа, а не актёра. Выходит, с игрой-то как раз всё в порядке.

Так вот, я нашёл Розамунд Пайк молочного брата. Это Киану Ривз, друзья и соседи, наш с вами Нео, Константин и адвокат дьявола. Его герои практически на 100% такие же деревянные, как жена Бена Аффлека из «Исчезнувшей». Разница лишь в том, что Розамунд Пайк, очень вероятно, получит за эту свою роль «Оскара». А Киану за «Джона Уика» получит шиш — и это не его вина. Чтобы понять, почему и за что такая несправедливость, сделаем вот что: посмотрим на «Джона Уика» под разными углами.

Крутая машина, костюм-тройка и слегка поцарапанный Ривз

1. «Джон Уик» — очень стильный боевик в духе 90-х. Сюжет в таких фильмах не имеет особого значения. Нам просто нужна некая стилистическая целостность: мрачный, флегматичный главный герой (бинго, ведь это как раз Ривз!), качественно выполненные перестрелки (и здесь они достойные чуть более чем полностью), а также серьёзный мотив для всего безудержного веселья (и с этим у героя Киану тоже всё в порядке).

Да, ещё нужен харизматичный злодей и крышесносящая финальная разборка — но с этим всё, очевидно, плохо. Главный негодяй — совершенно невменяемый придурок, который выглядит не страшнее кариеса. Финальную драку мог бы снять какой-нибудь новичок, который очень долго об этом мечтал… Ой, да ведь именно такой новичок её и снял. Чад Стахелски, парень, ты кто вообще?

Ладно, бог с ним, с Чадом Стахелски, все с чего-то начинают, а тут хоть стреляют красиво. К сожалению (ха-ха), у нас уже есть фильм «Пристрели их», эталон перестрелок и эстетики экранного насилия. Так что «Джон Уик» в этом смысле — что-то вроде младшего брата, который донашивает за старшим его вещи.

Что осталось? Сам Киану Ривз, мрачный и беспросветный, как зимнее утро белорусского срочника. Только этим и живы. Потому что у Антуана Фукуа недавно вышел «Великий уравнитель» — стилистически и даже сюжетно очень похожий на «Джона Уика» фильм. И знаете что? К «Уравнителю» вопросов нет.

Ривз смотрит на мишень «отличный боевик», в которую он не попал

2. «Джон Уик» — очень вольная экранизация игр серии Hitman. Да ладно, конечно же, нет, но почему бы не представить на секунду, что агент 47 просто надел парик и отрастил бороду? Смотрите, герой Ривза такой же неразговорчивый, последовательный и неумолимый, как танк. Он так же виртуозно обращает любой предмет в смертельное оружие. Его так же невозможно убить.

Пожалуй, есть ещё одно сходство — наличие в сюжете некоего клуба элитных убийц с собственным довольно строгим кодексом, и некоторые из этих убийц спят и видят главного героя в гробу.

Всё, сходства кончились. Потому что в каждом «Хитмане» отрицательные персонажи стараются действовать более-менее слаженно — такова логика игры, от этого зависят действия главного героя. В случае «Джона Уика» дебильный сценарий и тупорылые злодеи ставят на нашей гипотетической экранизации крест. Выходит, тот странный фильм Ксавье Жанса с Тимоти Олифантом в главной роли — по-прежнему лучшая экранизация «Хитмана». (Она же, впрочем, и единственная.)

Самое плохое и обидное в «Джоне Уике» то, что он остановился в шаге от действительно классного боевика. Ещё бы чуть-чуть: чуть-чуть лучшего актёра на роль антагониста и чуть-чуть более вменяемый сценарий. Вот тогда бы зажили.

И ещё Киану Ривза жалко. Но его всегда жалко, потому что он очень грустный.