«Джейсон Борн»Слушайте, а вы вообще помните первые три фильма про Борна? Я о сюжете — припоминаете хоть что-нибудь? Значит, есть некто по имени Джейсон Борн, так? У него беда с памятью, но железная воля и редкое мастерство добиваться своего любыми способами творят чудеса. Собственно, вот она, завязка каждой ленты из оригинальной трилогии. Остальное — подковёрные интриги, красивейшие погони, изобретательные драки и впечатляющие перестрелки. А над всем этим — Мэтт «Наше Всё» Дэймон, храни его господь.

Вообще, слова «оригинальная трилогия» не слишком корректны, ведь в 2012 году сценарист первых трёх картин Тони Гилрой решился на самостоятельную постановку и слепил «Эволюцию Борна». Что ж, это был полезный опыт: весь мир узнал, что «Борн» без Борна никому на хрен не сдался.

«Эволюция Борна»

— В смысле никому на хрен не сдался? А для кого я два года репетировал эту каменную рожу?

Возможно, эта относительная неудача как-то повлияла на то, что мистер Гилрой отказался от сценарных амбиций в «Джейсоне Борне»: всё-таки трилогия Лаймана-Гринграсса оказала на кинематограф очень существенное влияние, а вот четвёртый фильм стал пустышкой. Если я прав, то кому-то в Голливуде стоит прийти домой к мистеру Гилрою со здоровенным тортом и убедить его вернуться к борновским сценариям. Если нужно, на коленях. Плакать, вести себя, как истеричный ребёнок. Пусть Тони Гилрой знает, что Голливуд на его счёт настроен очень серьёзно.

А иначе мы и дальше будем обречены на бестолковых «Борнов» — ведь именно таким оказался камбэк Пола Гринграсса.

«Джейсон Борн»

— Эй, кто-нибудь видел Тони Гилроя? Я только спросить.

Знаете, в это даже не верится. Ну кто мог подумать, что Гринграсс и Дэймон, а заодно и целая армия прекраснейших технических спецов не сумеют выстрелить, как выстреливали в своё время все их совместные ленты? Кажется, нужно было только собраться, хрустнуть пальцами и сказать: «Начинаем, ребята. Через год на этом же месте каждый покажет свой “Оскар”».

Да только хрена лысого. Зритель, с удобством растянувшийся в кресле, начинает грустнеть уже через пять минут после начала фильма. Потому что ничего не понимает — в прямом смысле. То, что происходит на экране, не даёт ему ни единого шанса. Он старается, вглядывается в эти мельтешащие планы, пытается разобраться в ситуации — но где там. Сумбур и тотальная бестолочь этот ваш новый «Борн» — вот что приходит на ум зрителю.

«Джейсон Борн»

Сверху — сумбур, снизу — тотальная бестолочь.

Но почему? Что пошло не так? Самое первое, что бросается в глаза — дебильная камера «Джейсона Борна». К фильму приходится привыкать, и привыкание это идёт с большим трудом. Репортажная манера съёмки, бывшая в большом почёте у режиссёров и операторов лет десять назад, вернулась к нам в самый неподходящий момент — словно «Борна» снимала команда новичков, выросших на средней руки боевиках. Но только это не новички; оператор Барри Экройд — настоящий мастер, да и с Гринграссом он успел наделать много хорошего.

Впрочем, хрен бы с ней, с камерой — дайте вменяемый сценарий. Что ж, сценарий есть, а Тони Гилроя нет. Вместо проверенного спеца Гринграсс решил написать историю сам, взяв в помощь Кристофера Рауса и, вот так сюрприз, Мэтта Дэймона! Того самого, что получил «Оскара» ещё в 98-м — и как раз за оригинальный сценарий!

«Джейсон Борн»

— Кончай со мной, Мэттью, сынок, и пойдём вместе играть в какой-нибудь красивый вестерн.

Это решение оказалось фатальным. Прыгающую камеру ещё можно было бы простить, но невнятную, скомканную историю — нет. Последний «Борн» с Дэймоном вышел в 2007 году. Почти десять лет назад. Как считаете, неплохо бы со стороны сценаристов напомнить нам некоторые события тех лет, а? Освежить память о персонажах, м? Только не бредовыми флешбэками, а как-нибудь поинтереснее, что скажете?

Да, но нет. Первый час «Джейсона Борна» проходит в попытках понять, что к чему, а заодно решить проблему головной боли от трясущейся камеры. К середине фильма скука достигает апогея: зритель начинает пошагово планировать свою дорогу домой из кинотеатра.

И вдруг…

«Джейсон Борн»

— Как ты сказал?

И вдруг какой-то механизм громко щёлкает, и всё становится на свои места! Гринграсс и Экройд вспоминают про штативы, стедикамы и все эти тележки — камера на время успокаивается, и зритель, наконец, получает возможность рассмотреть всё в деталях. История неожиданно делает резкий рывок — и зритель испуганно моргает, выронив телефон из рук. Мэтт Дэймон на секунду останавливается — и зритель замирает в благоговении.

Потому что ради него он сюда и пришёл — ради самого Джейсона «Каменное Лицо» Борна. И Борн не подводит зрителя. Борн — всё тот же молчаливый и крайне деятельный персонаж, способный планировать действия на десятки шагов вперёд, разбираться с тысячей проблем за раз и постоянно спасать свою задницу от нежелательных приключений. Это герой на все времена, его будет интересно увидеть и через десять, и через двадцать лет.

«Джейсон Борн»

— Но вот доживём ли?

А какие люди его окружают! Томми Ли Джонс, за секунду способный перевоплотиться из доброго наставника в сраного зловредного гада. Алисия Викандер, которая одним своим взглядом заманит в ЦРУ самого Иисуса. Венсан Кассель, устраняющий чужие «косяки» с такой свирепой рожей, что Джон Мэтрикс из «Коммандо» уважительно кивает головой. Впрочем, Кассель-то как раз мог бы быть и поинтереснее — примеров для подражания хватает. Тот же персонаж Клайва Оуэна из «Идентификации Борна».

Что до подковёрных интриг — дайте им шанс, досмотрите фильм до конца. Цинизм и размах сетей государственной машины — это то, в чём новый «Борн» стал взрослее и лучше предшественников.

«Джейсон Борн»

— Погоди, я не то имел в виду. Ты-то как раз ничего, дело во мне. Просто я не люблю циничных.

Но, к сожалению, этого мало. Все привычные прелести — перестрелки, драки, погони — очень и очень среднего качества. Сюжет набирает обороты лишь на втором часу. А мощный актёрский состав играет хоть и хорошо, но явно не в полную силу. Кроме, конечно, мистера Дэймона — к нему вопросов нет.

Вообще, средний — это про весь фильм «Джейсон Борн». И если бы речь шла об обычном боевике со Стейтемом в главной роли, этого было бы почти достаточно. Но борниана — знак качества. Образец экшена и интриги в одном флаконе. Moby и Extreme Ways на финальных титрах. Это марка. И новый фильм её не то что не удержал — он даже не очень пытался.

«Джейсон Борн»

— Удержать, удержать, удержать… сука, какая ж ты тяжёлая.

Но знаете, несмотря на всю эту скуку и посредственность, позитивный момент есть. Те эпизоды, когда Гринграсс и его шарашка на время приходят в себя, намекают мне: не всё потеряно. Есть шанс на работу над ошибками — и, возможно, следующий «Борн» вернётся-таки к своему превосходству.

Я этого очень жду.


Понравился отзыв? Не жмитесь, делитесь в соцсетях!