«Дуэлянт»Историческое кино — почти самое неблагодарное, что может быть в мире. Несчастнее режиссёра, задумавшего фильм с претензией на историчность, только затюканный отличник, который выполняет домашние задания за хулигана, что сидит на задней парте. Но школа, пусть и оставит шрамы, когда-нибудь всё же забудется. А вот свой фильм режиссёр будет помнить всю жизнь. И если бы только он — вместе с ним эти воспоминания разделят миллионы человек. Так что горе ему, если где накосячит.

А это непременно случится. Невозможно просто так взять и снять историческое кино без ошибок. Некоторые будут допущены по неопытности, другие — потому, что очень трудно совместить кинематографичность и историческую достоверность. Но вопрос упирается вот во что: сколько из этих ошибок заметит зритель?

«Дуэлянт»Все. У создателей этих фильмов нет ни единого шанса — каждый их план скрупулёзно изучит орда самых занудных говноедов. И потом с самым торжествующим видом будет тыкать в несоответствие количества пуговиц на солдатской шинели её историческому прототипу. Ужас.

И вот что я думаю: надо отказаться от исторических фильмов в принципе. Смотрите, тут же одни плюсы. Во-первых, никто не будет знать, чем закончится действие. Во-вторых, на каждую «ошибку» можно смело махнуть рукой — фильм-то не исторический, а просто «выполнен в сеттинге». Наш любимый Тарантино даже успел снять очень достойный пример того, что я имею в виду: «Бесславные ублюдки» — именно такое околоисторическое кино. Ну-ка, попробуйте обвинить его в каком-то там несоответствии. Хрена лысого, а?

«Дуэлянт»И у меня неожиданная и очень хорошая новость: русские, кажется, начинают понимать, в чём тут дело. Оказывается, вполне допустимо снять фильм в декорациях, которые могли привидеться во сне разве что классику Золотого века русской литературы — и сосредоточиться на чём-нибудь, кроме исторической достоверности. Ого! А дальше что? Михалков задумает ленту, в которой в войне победили нацисты?

Ладно, ладно. Повод для приподнятого настроения действительно есть: Алексей Мизгирёв поставил безупречный с эстетической точки зрения фильм «Дуэлянт». И настолько плевать хотел на историзм, что дорисовал Петербургу XIX века кучу новых архитектурных объектов. Ну, чтобы мы не сомневались: позубоскалить насчёт несоответствия эпохе и тогдашним реалиям не получится.

«Дуэлянт»Раз так, давайте же восхищаться! «Дуэлянт» визуально просто прекрасен — причём красота длится от начала и до конца, честно отдавая всю себя зрителю. И пусть некоторые эпизоды вот-вот пустят кровь из глаз излишней натуралистичностью, эти травмы для жизни не опасны. Мизгирёв нас как будто прощупывает и встряхивает: как мы там? Всё ли нравится? Всем ли довольны?

Что ж, первые полчаса — да. Совместная работа Алексея Мизгирёва и оператора Максима Осадчего захватывает всё наше внимание. Даже сюжет, кажется, не очень важен — местная эстетика решает.

«Дуэлянт»Но первый восторг проходит, и зритель включает мозги. И вот это, конечно, зря. В основе сюжета «Дуэлянта», оказывается, детективная история — вот оно как! Так может, мы что-то пропустили, пока восхищались видами ненастоящего Петербурга и всех этих дуэлей? Потому что не оставляет ощущение, что часть повествования прошла мимо — ни хрена ведь не понятно, что вообще происходит.

Так вот, с нами всё в порядке. Со сценарием — нет. Удивительно, но насколько крутой постановщик Алексей Мизгирёв, настолько же он упоротый сценарист. И вроде бы сама история — вот она, на поверхности. Но подаётся какими-то разновеликими кусками, которые то тут, то там неожиданно перекрываются не очень понятными флешбэками.

«Дуэлянт»Да, в конце фильма всё становится на свои места, но не потому, что там какой-то неожиданный твист. Просто Мизгирёв зачем-то до последнего держит в кармане кучу сюжетных крошек и скармливает нам их очень неохотно. Не слишком заботясь при этом о хронологии. И ладно бы всё это сопровождали вменяемые диалоги — так ведь нет. «Дуэлянт» — это куча пафоса, помноженная на ещё такую же кучу.

Быть бы беде, но, как это часто бывает в случаях с плохим сценарием, фильм тащат на себе отличные актёры. Я не могу сказать, что «Дуэлянт» ими прямо кишит, но несколько всё же найдётся.

«Дуэлянт»Скажем, что касается Петра Фёдорова, главного российского красавчика после Данилы Козловского, то вас сперва может сильно раздражать этот его московский акцент; в первые минуты даже кажется, что декорации вот-вот с грохотом развалятся на куски, Фёдоров снимет цилиндр, сядет в BMW и уедет в закат. Но вдруг что-то происходит — что-то неуловимое. Зритель внезапно понимает, что акцент больше не беспокоит; его, акцента, уже и нет. Да и был ли? Очень трудно в это поверить: дальнейшие реплики у персонажа нарочито отрывистые, словно он их выплёвывает. Такая манера смотрится очень гармонично, и все эти глупости насчёт акцента теряют смысл.

Всё по актёрской игре господина Фёдорова — когда он не говорит, то либо стреляет, либо пьёт. Первое делает красиво и зрелищно, второе — абы как. Впрочем, бог с ним. Давайте лучше про злодея — сегодня это Владимир Машков.

«Дуэлянт»Знаете что? Я люблю Машкова всем сердцем, это идеальный актёр. Да, он всегда скорее одинаковый, чем нет, но при этом способен сыграть кого угодно — и быть в своей роли лучшим из всех. Местный негодяй, по сюжету и так не самый приятный персонаж, в исполнении Машкова становится просто исчадием петербургского великосветского ада.

На остальных более-менее видных ролях у Мизгирёва те, о ком сказать особо нечего. А вот эпизоды, пусть и редко, очень радуют Юрием Кузнецовым (у него вообще одна из самых сильных сцен во всём фильме) и Александром Яценко. Спасибо за маленькие радости.

Что ж, крутой визуальный ряд и несколько достойных актёрских работ против невменяемого сценария и кучи неуёмного пафоса. Чего тут больше? Хорошего или плохого?

«Дуэлянт»Давайте смотреть правде в глаза: такого русские ещё не снимали. «Дуэлянт» кое-как сшит, из него отовсюду лезут грубые нитки — но при этом в каждом плане чувствуется своя, самобытная атмосфера. Да, со сценарием обошлись чудовищно неаккуратно — но благодаря некоторым персонажам (из тех, что не совсем уж лубочные) история держится и даже умудряется не отпускать зрителя слишком далеко от себя.

Дадим шанс, что скажете?


Понравился отзыв? Не жмитесь, делитесь в соцсетях!