«Чёрная вода»

Читайте отредактированную версию этой рецензии на Кино-Говно.ком.

А помните эти страшные истории, что рассказывались в беззаботном детстве исключительно по ночам? Вы и ваши отважные друзья, ещё минуту назад чувствовавшие себя почти взрослыми, вдруг превращались обратно в маленьких детей — торчащие коленки, сжатые кулачки да огромные испуганные глаза.

Вам, в общем, было не слишком-то и важно, о чём пойдёт речь в очередной истории — в конце концов, все эти россказни вы знали уже наизусть. Но сам рассказчик — он мог многое изменить. В его власти было внести в старую историю свою, уникальную деталь — и вот вы словно смотрели на древнюю страшилку под новым углом.

«Чёрная вода»Шли годы, вы потихоньку взрослели и старели; истории, которые вам теперь приходилось выслушивать, с каждым разом становились всё сложнее и изощрённее. Отныне они задумывались самодостаточными, такими, чтобы вас не пришлось по ним вести. Роль рассказчика сводилась к ничтожному минимуму. Это, пожалуй, хорошо, думали вы, новый уровень… и всё же как вам порой не хватало человека, который мог прийти и изменить всё в одно мгновение, просто потому, что ему так захотелось!

Но вы не слишком переживайте, вот что. Хорошие рассказчики никуда не делись. Они по-прежнему способны увлечь вас за собой и подчинить своей воле. Да, для этого их придётся поискать — но если найдёте, они ваши на всю жизнь. И знаете что? Вот вам первый: Роман Каримов. Берите его, не пожалеете. Это рассказчик на все времена. Он обещал рассказать всем хоррор под названием «Чёрная вода», но в процессе так увлёкся, что принялся менять свою историю прямо на ходу.

«Чёрная вода»А все только и рады. Зрителей, конечно, устроил бы и фильм ужасов — тем было бы любопытнее, ведь Каримов известен в первую очередь как мастер комедии. Но ему же так неинтересно, верно? Раз уж «Чёрная вода» его жанровый эксперимент, пусть будет экспериментом до конца. Пусть пудрит зрителю голову до последнего. Пусть до него, зрителя, только в самом финале дойдёт весь глубинный смысл.

Впрочем, давайте вернёмся на землю. «Чёрная вода» небезупречна… кажется. Строгой уверенности нет, потому что сюжетные шероховатости, которых на второй и третий взгляд здесь хватает, вполне могут восприниматься как часть авторского замысла. Это не притягивание за уши, а по-настоящему очевидный парадокс: вы можете прицепиться ко многому в этом фильме, но в жизни никому не докажете, что так не задумывалось изначально. Лента Каримова похожа на широкое и неглубокое озеро. Вам оно видится ровным как зеркало, но попробуйте пройти его вброд — разобьёте о камни и коряги все ноги.

«Чёрная вода»Хотя зачем вообще куда-то идти? Гораздо лучше сесть на тихом берегу и просто смотреть, смотреть, смотреть на водную гладь. У «Чёрной воды» такой медитативный тон, что созерцание, видимо, никогда не надоест. Дело тут не в пейзажах — странное ленивое настроение держится благодаря ирреальности происходящего. А она уже, в свою очередь, достигается контрастом между адекватными (наверное) персонажами и безумными (по всей видимости) обстоятельствами.

Эти последние Роман Каримов меняет как хочет, постоянно провоцируя зрителя и делая скачки то влево, то вправо. И в конце концов зритель осознаёт: понимание придёт тогда, когда этого захочет сам Каримов. Ну и хорошо. Значит, можно расслабиться и насладиться тем, что предлагает эта аскетичная картина.

«Чёрная вода»Например, актёрским мастерством. В «Чёрной воде» всего три персонажа, которые постоянно маячат перед зрителем — и каждый намертво въедается в память. Да, во многом это заслуга сценария, который смог за достаточно небольшое время описать всех трёх героев максимально ёмко и понятно. Но на соответствующем уровне оказалась и визуализация, которая легла на плечи Ирины Старшенбаум, Дмитрия Богдана и Евгения Алёхина. Эти трое словно и не играли вовсе — такое чувство, что просто реальные люди каким-то образом попали в этот странный, недружелюбный фильм и пытаются разобраться, что делать дальше.

Правда, под конец требования кинематографичности берут верх, и герои начинают-таки вести себя более-менее предсказуемо. Каримов словно торопится поскорее завершить это безумие — а значит, зрителю пора переходить от созерцания к пониманию.

«Чёрная вода»Вряд ли то, что он поймёт, его сильно обрадует или хотя бы обнадёжит — но кого это волнует?


Делитесь отзывом в соцсетях — этот эксперимент определённо заслуживает внимания.