Знаете, у кого самая хреновая в мире фантазия? У деятелей из Sony Pictures Entertainment. Значит, 18 лет назад эти бестолочи выкупили права на экранизацию комиксов о Человеке-пауке, после чего принялись вертеть носом и ждать своего Сэма Рэйми. Ну ладно, допустим, дождались. Рэйми попускал слюни на своего любимого персонажа и снял в своём роде эталон.
Ух как обрадовались деляги из Sony! Снимай ещё, Сэм, сказали они. А он и рад — и вот нам сиквел, да какой! Тот случай, когда вторая часть оказалась значительно круче оригинала. И тут парни из Sony совсем потеряли голову. Тормоза для дураков — мистер Рэйми, извольте-ка снять ещё один фильм.
Да вот только «Враг в отражении» оказался сраным говном. И сегодня можно легко представить контраст между самодовольными рожами топов из Sony Pictures, читающих ошеломительные сводки бокс-офиса, и несчастной физиономией Сэма Рэйми, которого чёрт дёрнул взглянуть на реакцию критиков. Реакция эта, чтоб вы знали, была очень и очень так себе.
Тоже нам горе, сказали жадины из Sony. Да, кино оказалось совсем не шедевром, но ведь персонаж-то жив! Найдём другого постановщика, новых сценаристов — и перезапустим историю. Вот это мысль! Где наш Марк Уэбб?
А вот и он — и с ним новый Питер Паркер. Теперь всё немного смешнее и легче, хотя концепция толком не изменилась: это всё та же тема про становление супергероя. Если б не Эндрю Гарфилд с Эммой Стоун, тоска была бы та ещё. Ой, я что, сказал «была бы»? Нет-нет, тоска как раз случилась — и на этот раз уже на второй части перезапуска (ну-ка, прожуйте это).
Тут бы недотёпам из Sony взять и остановиться. Даже зрители начали роптать, мол, хватит, оставьте нам память о славных временах. Но проблема в том, что у ребят из Sony совсем нет фантазии — а я говорил. И вот, не найдя ничего лучше, они задумали настоящий ад: третий перезапуск серии о Человеке-пауке. Третий, вы слышите, друзья и соседи?
Ладно, вот что. Кое в чём нам всё же сильно повезло. Например, в том, что Sony решила частично передать права на экранизацию Marvel. Топы обеих компаний пошушукались между собой и разделили сферы ответственности так, как это давно следовало сделать: за идейное наполнение отныне отвечали мастера из Marvel, а Sony милостивым божком кивала в тех местах, где всё равно ни черта не смыслила. Для красоты новый фильм даже назвали символично: «Возвращение домой». Эй, Питер, где ты шлялся? Давай быстрее, парень, здесь тебя все уже заждались.
И вот он, смотрите, — словно летит в нью-йоркском небе, лавируя между небоскрёбами! Чувствуете ностальгию? Как будто что-то внутри вас вспомнило, каково это было 15 лет назад — увидеть такое чудо впервые…
Но сейчас не время для лирики. Куда важнее вот что: новый «Человек-паук» по всем параметрам оказался на несколько порядков круче предыдущих картин, и они теперь, по большому счёту, вовсе не нужны.
Давайте начнём с заглавного персонажа, что скажете? Питера Паркера и его альтер эго, наконец, вернули в школу — теперь это не молодящийся 30-летний мужик, а вполне себе заурядный подросток (ну, с не совсем обычными способностями). Конечно, спасибо сценарию, но не ему в первую очередь. Сперва давайте поблагодарим на редкость удачное решение Marvel/Sony взять на роль замечательного Тома Холланда.
Знаете, ему ведь едва исполнился 21 год, а на момент съёмок он даже пиво не мог сам себе купить. То есть это первый киношный Человек-паук, который полностью вписывается в концепцию школьного супергероя. Конечно, без выдающихся актёрских качеств это не имело бы смысла — но и здесь нам повезло. Потому что юный Холланд — настоящее дарование. Просто человекообразный сгусток неуёмной энергии и невероятного обаяния — вот что такое этот наш мистер Холланд.
Ему под стать и его окружение. Тётю Мэй теперь играет жгучая Мариса Томей — и не дай вам бог назвать её тётей. Мадам Томей так хороша, что временами умудряется оттягивать одеяло у самого Холланда — но это нормально. Мы должны раз и навсегда уразуметь: времена милых старушек вроде Розмари Харрис давно прошли. Сегодняшняя Мэй Паркер должна уметь одним взглядом подчинить себе целый вагон мужиков. И она это делает.
Ещё одно любопытное различие с известными нам фильмами о Спайдермене — чрезвычайно несерьёзное отношение к любовной линии. Господи Иисусе, ну наконец-то! Как будто подростку в наши дни больше заняться нечем, как только ухлёстывать за всякими рыжими пигалицами! Впрочем, надо отдать должное сценаристам Джонатану М. Голдштейну и Джону Фрэнсису Дейли, а также режиссёру Джону Уоттсу: вместе они сумели-таки оставить в истории лёгкий романтический флёр, при этом не слишком вникая в детали. И это выглядит так же естественно, как бардак в комнате подростка.
А ещё сюда подвезли отличный юмор — немудрящий, без всякой зауми, зато с целым прицепом самоиронии. Самые забавные эпизоды забрали себе, конечно, Том Холланд и Мариса Томей — и иногда их почти догоняет Роберт Дауни младший в роли известно кого.
Да, отдельное спасибо авторам за обновлённую концепцию злодея. Пускай в некоторых деталях она напоминает истории прежних негодяев мира Человека-паука, но в целом это достаточно свежая струя. Здесь у нас не злодей даже, а вполне человечный антигерой — и иногда он вызывает в нас куда большее понимание и сочувствие, чем заглавный персонаж.
Это, конечно, во многом заслуга Майкла Китона, которого определили на главную отрицательную роль. Мистер Китон из тех актёров, что просто физически не умеют играть абы как. Ему, в общем, даже делать ничего особо не надо — знай себе жуй губы да смотри так по-особенному, как бы под углом. В разных обстоятельствах такое поведение даёт миллионы эмоциональных комбинаций — Китон в курсе, Китон этим давно и успешно пользуется.
Что ж, это правда, мы любим Майкла Китона и готовы сопереживать ему везде и всегда — но сегодня не наше время. «Человек-паук: Возвращение домой» — кино про детей и для детей. И это не тот случай, когда из ребёнка делают дебила, лишь бы втюхать его несчастным родителям сопутствующий фильму хлам. Нет, режиссёр Уоттс относится к своей аудитории как к адекватным людям — просто ещё не очень взрослым. Дети горазды совершать разные невероятные безумства, говорит Уоттс, — но не потому, что они дураки, а потому, что твёрдо верят в то, что делают. И этой веры они никогда не теряют.
Питер Паркер в новом фильме — тот ребёнок, которого так не хватало прежним лентам. Никаких вселенских битв с абсолютным злом — нет, сэр. Наш герой занимается всякой милой ерундой и пока что только мечтает когда-нибудь спасти мир. Если придётся.
Подросток с целой жизнью впереди. Ваш дружелюбный сосед, на которого всегда можно положиться.
Делитесь отзывом в соцсетях — кажется, мы присутствуем при рождении новой суперзвезды.
Alexandr Sirota
Спасибо, рекомендация принята!
Юрий Костузик
Берите с собой лучшее из своих настроений.