«Человек-паук: Возвращение домой», 2017, реж. Джон УоттсЗнаете, у кого самая хреновая в мире фантазия? У деятелей из Sony Pictures Entertainment. Значит, 18 лет назад эти бестолочи выкупили права на экранизацию комиксов о Человеке-пауке, после чего принялись вертеть носом и ждать своего Сэма Рэйми. Ну ладно, допустим, дождались. Рэйми попускал слюни на своего любимого персонажа и снял в своём роде эталон.

Ух как обрадовались деляги из Sony! Снимай ещё, Сэм, сказали они. А он и рад — и вот нам сиквел, да какой! Тот случай, когда вторая часть оказалась значительно круче оригинала. И тут парни из Sony совсем потеряли голову. Тормоза для дураков — мистер Рэйми, извольте-ка снять ещё один фильм.

«Человек-паук 3: Враг в отражении», 2007, реж. Сэм РэймиДа вот только «Враг в отражении» оказался сраным говном. И сегодня можно легко представить контраст между самодовольными рожами топов из Sony Pictures, читающих ошеломительные сводки бокс-офиса, и несчастной физиономией Сэма Рэйми, которого чёрт дёрнул взглянуть на реакцию критиков. Реакция эта, чтоб вы знали, была очень и очень так себе.

Тоже нам горе, сказали жадины из Sony. Да, кино оказалось совсем не шедевром, но ведь персонаж-то жив! Найдём другого постановщика, новых сценаристов — и перезапустим историю. Вот это мысль! Где наш Марк Уэбб?

«Новый Человек-паук», 2012, реж. Марк УэббА вот и он — и с ним новый Питер Паркер. Теперь всё немного смешнее и легче, хотя концепция толком не изменилась: это всё та же тема про становление супергероя. Если б не Эндрю Гарфилд с Эммой Стоун, тоска была бы та ещё. Ой, я что, сказал «была бы»? Нет-нет, тоска как раз случилась — и на этот раз уже на второй части перезапуска (ну-ка, прожуйте это).

Тут бы недотёпам из Sony взять и остановиться. Даже зрители начали роптать, мол, хватит, оставьте нам память о славных временах. Но проблема в том, что у ребят из Sony совсем нет фантазии — а я говорил. И вот, не найдя ничего лучше, они задумали настоящий ад: третий перезапуск серии о Человеке-пауке. Третий, вы слышите, друзья и соседи?

«Человек-паук: Возвращение домой», 2017, реж. Джон УоттсЛадно, вот что. Кое в чём нам всё же сильно повезло. Например, в том, что Sony решила частично передать права на экранизацию Marvel. Топы обеих компаний пошушукались между собой и разделили сферы ответственности так, как это давно следовало сделать: за идейное наполнение отныне отвечали мастера из Marvel, а Sony милостивым божком кивала в тех местах, где всё равно ни черта не смыслила. Для красоты новый фильм даже назвали символично: «Возвращение домой». Эй, Питер, где ты шлялся? Давай быстрее, парень, здесь тебя все уже заждались.

И вот он, смотрите, — словно летит в нью-йоркском небе, лавируя между небоскрёбами! Чувствуете ностальгию? Как будто что-то внутри вас вспомнило, каково это было 15 лет назад — увидеть такое чудо впервые…

Но сейчас не время для лирики. Куда важнее вот что: новый «Человек-паук» по всем параметрам оказался на несколько порядков круче предыдущих картин, и они теперь, по большому счёту, вовсе не нужны.

«Человек-паук: Возвращение домой», 2017, реж. Джон УоттсДавайте начнём с заглавного персонажа, что скажете? Питера Паркера и его альтер эго, наконец, вернули в школу — теперь это не молодящийся 30-летний мужик, а вполне себе заурядный подросток (ну, с не совсем обычными способностями). Конечно, спасибо сценарию, но не ему в первую очередь. Сперва давайте поблагодарим на редкость удачное решение Marvel/Sony взять на роль замечательного Тома Холланда.

Знаете, ему ведь едва исполнился 21 год, а на момент съёмок он даже пиво не мог сам себе купить. То есть это первый киношный Человек-паук, который полностью вписывается в концепцию школьного супергероя. Конечно, без выдающихся актёрских качеств это не имело бы смысла — но и здесь нам повезло. Потому что юный Холланд — настоящее дарование. Просто человекообразный сгусток неуёмной энергии и невероятного обаяния — вот что такое этот наш мистер Холланд.

«Человек-паук: Возвращение домой», 2017, реж. Джон УоттсЕму под стать и его окружение. Тётю Мэй теперь играет жгучая Мариса Томей — и не дай вам бог назвать её тётей. Мадам Томей так хороша, что временами умудряется оттягивать одеяло у самого Холланда — но это нормально. Мы должны раз и навсегда уразуметь: времена милых старушек вроде Розмари Харрис давно прошли. Сегодняшняя Мэй Паркер должна уметь одним взглядом подчинить себе целый вагон мужиков. И она это делает.

Ещё одно любопытное различие с известными нам фильмами о Спайдермене — чрезвычайно несерьёзное отношение к любовной линии. Господи Иисусе, ну наконец-то! Как будто подростку в наши дни больше заняться нечем, как только ухлёстывать за всякими рыжими пигалицами! Впрочем, надо отдать должное сценаристам Джонатану М. Голдштейну и Джону Фрэнсису Дейли, а также режиссёру Джону Уоттсу: вместе они сумели-таки оставить в истории лёгкий романтический флёр, при этом не слишком вникая в детали. И это выглядит так же естественно, как бардак в комнате подростка.

«Человек-паук: Возвращение домой», 2017, реж. Джон УоттсА ещё сюда подвезли отличный юмор — немудрящий, без всякой зауми, зато с целым прицепом самоиронии. Самые забавные эпизоды забрали себе, конечно, Том Холланд и Мариса Томей — и иногда их почти догоняет Роберт Дауни младший в роли известно кого.

Да, отдельное спасибо авторам за обновлённую концепцию злодея. Пускай в некоторых деталях она напоминает истории прежних негодяев мира Человека-паука, но в целом это достаточно свежая струя. Здесь у нас не злодей даже, а вполне человечный антигерой — и иногда он вызывает в нас куда большее понимание и сочувствие, чем заглавный персонаж.

«Человек-паук: Возвращение домой», 2017, реж. Джон УоттсЭто, конечно, во многом заслуга Майкла Китона, которого определили на главную отрицательную роль. Мистер Китон из тех актёров, что просто физически не умеют играть абы как. Ему, в общем, даже делать ничего особо не надо — знай себе жуй губы да смотри так по-особенному, как бы под углом. В разных обстоятельствах такое поведение даёт миллионы эмоциональных комбинаций — Китон в курсе, Китон этим давно и успешно пользуется.

Что ж, это правда, мы любим Майкла Китона и готовы сопереживать ему везде и всегда — но сегодня не наше время. «Человек-паук: Возвращение домой» — кино про детей и для детей. И это не тот случай, когда из ребёнка делают дебила, лишь бы втюхать его несчастным родителям сопутствующий фильму хлам. Нет, режиссёр Уоттс относится к своей аудитории как к адекватным людям — просто ещё не очень взрослым. Дети горазды совершать разные невероятные безумства, говорит Уоттс, — но не потому, что они дураки, а потому, что твёрдо верят в то, что делают. И этой веры они никогда не теряют.

«Человек-паук: Возвращение домой», 2017, реж. Джон УоттсПитер Паркер в новом фильме — тот ребёнок, которого так не хватало прежним лентам. Никаких вселенских битв с абсолютным злом — нет, сэр. Наш герой занимается всякой милой ерундой и пока что только мечтает когда-нибудь спасти мир. Если придётся.

Подросток с целой жизнью впереди. Ваш дружелюбный сосед, на которого всегда можно положиться.


Делитесь отзывом в соцсетях — кажется, мы присутствуем при рождении новой суперзвезды.