«Человек-муравей»Комиксы — для детей или слабоумных. Помните эти сказки? Нам их рассказывают вот уже лет пятнадцать высоколобые интеллектуалы, которые на завтрак, обед и ужин едят, видимо, один артхаус. Это, чтоб мы знали, чуждо нашей культуре, это жутко вредно и античеловечно. Оказывается, комиксы (имеются в виду, конечно, экранизации) вытесняют глубоко духовное кино, которым жил великий советский народ все эти десятилетия.

Блаблабла. Эй, снобьё, забирайте свои дремучие взгляды назад в СССР. Если фильмы по комиксам зрелищные и интересные, тогда они нам нравятся — и это единственный критерий, по которому их стоит оценивать. Вы слишком хороши для «Человека-паука» и всей этой шарашки Мстителей? Вперёд — рефлексируйте над «серьёзными, стоящими картинами», а в наше комиксовое счастье не смейте и лезть.

«Человек-муравей»

Никому не верь, парень. Есть только ты, я и комиксы

Примерно так рассуждает подросток — фанат киновселенной Marvel, которому только что пытались сказать: эй, парень, вокруг ещё столько всего интересного, оторвись ты от этих комиксов. На это подросток, разумеется, взбунтовался всей своей мятежной душой. Вы, взрослые, совсем охренели лезть в мою жизнь? Я лучше знаю, что лучше.

Оставьте его в покое — ему и правда виднее. Он оценивает кино не мозгами, а сердцем. И это сердце говорит: чёрт возьми, мой юный друг, кажется, мы нашли для тебя идеальное кино — и это даже не порно.

Так было не всегда — Marvel семь лет шла к своему лучшему детскому фильму. В 2008-м на экраны вышел «Железный человек», и с тех пор почти каждый год нас, взрослых, пичкали кинокомиксами из новой мультяшной вселенной. «Тор», «Первый мститель», «Невероятный Халк» — тоска, сил нет. Для тех, кому успело исполниться двадцать лет, все эти фильмы были похожи как две капли воды: герой-одиночка, стеснённый обстоятельствами и благодаря им же устраивавший пиздец локального масштаба. Сюда вклеивалась какая-нибудь барышня разной степени воздушности да антагонист, который, как правило, был гораздо интереснее самого главного персонажа.

«Человек-муравей»

Щас я, мать твою, покажу тебе, что такое рейтинг R

Да и для детей эти фильмы подходили далеко не всегда: несмотря на рейтинг, многие из них отличались жестокостью, а некоторые сцены до конца мог понять только взрослый зритель.

«Человек-муравей» — первая картина из киновселенной Marvel, которая, не заигрывая со зрителем, заявляет прямо в лоб: подвинься, я здесь для твоих детей. И вроде герой-одиночка, и стесняющие обстоятельства, даже барышня есть — но в кои-то веки всё это подаётся без напускной серьёзности (как, например, в «Железном человеке») и без всякого дурацкого пафоса (привет, Тор и Капитан Америка). Да что там, сценаристы вообще не заостряют внимание на подобных деталях: дети пришли смотреть на парня в костюме муравья — так дадим им этого парня. А для трёпа оставим второстепенного персонажа — замечательного Майкла Пенья.

Впрочем, кому нужен этот трёп, когда у нас есть все эти невероятные уменьшения-увеличения, погони и драки! Это такой творческий союз «Приключений Карика и Вали» с «Алисой в Стране Чудес», только на новый манер. Оказывается, экшен может быть зрелищным даже в миниатюре — и это настолько же прекрасно, насколько и необычно.

«Человек-муравей»

Погоди, шнурок завяжу

Голливудские долгожители не забыли, как это — играть в детском фильме. Спасибо, Майкл Дуглас. А Крис Прэтт, вот уж сюрприз, не единственный, кто может изображать придурковатого, но симпатичного главного героя — спасибо, Пол Радд.

По-хорошему, лента Пейтона Рида не несёт ничего принципиально нового, не говоря уж о какой-то революции в жанре. И всё же фильм здоровский — потому что идеально сбалансирован. Ни одного перегиба. Да, при этом нет и того аристократичного лоска, которым отличалась, например, серия о «Железном человеке» — но это только плюс, кино-то ведь детское.

«Человек-муравей»

Пойдём, покажу, чего сделал

Здесь даже злодей детский. Смотрите на него: Кори Столл достаточно лыс и харизматичен, чтобы выглядеть зловещим — но негодяйский статус его персонажа подтверждают всего два-три поступка средней степени мерзости. Да и мотивация злодейства совершенно несерьёзная.

Плохо это? Да вы что, это замечательно. Жестоких сцен и лишних деталей нету именно из-за «детскости» фильма, его узкой специализации. Кстати, это заодно решает серьёзную проблему большинства кинокомиксов: отпадает необходимость в ширме, которая была бы обязательной в более серьёзной картине с таким же рейтингом. Ну, например, когда какому-нибудь персонажу отрывают пальцы, но камера отъезжает, и мы слышим лишь его крик. Как бы факт пытки зафиксирован, но как бы мы её и не видели.

«Человек-муравей»

А палец-то — вот он!

Честность и соответствие возрастному рейтингу — приятное и довольно неожиданное качество для кинокомикса от Marvel. Мы бы, конечно, пережили ещё один небольшой обман, нам не впервой. Но до целевой аудитории фильм мог бы и не дойти.