«Братья из Гримсби»«Братья из Гримсби», вероятно, первый случай, когда у меня нет чёткого мнения насчёт конкретного фильма. С одной стороны, эта лента просто омерзительна. С другой, она очень смешная. Я разрываюсь между этими характеристиками, но знаете что? На хрен сомнения: в конце концов, кино-то я ведь уже посмотрел. Давайте так: «Братья из Гримсби» — омерзительные и смешные. Не в одинаковой степени и не одновременно. Чего больше? Надо разбираться.

Сперва плюсы. Постановщик «Братьев из Гримсби» — Луи Летерье. Я понимаю, не всем понравилась «Иллюзия обмана», но ведь были ещё легендарные «Дэнни цепной пёс» и «Перевозчик» — и если вы от них не в восторге, у вас просто не было пубертатного периода, юношеского максимализма и всех прочих подростковых прелестей, бездушное вы животное. Впрочем, в тех картинах не в последнюю очередь отметились оператор Пьер Морель и продюсер-сценарист Люк Бессон — а вот в «Братьях из Гримсби» этих парней уже нет.

«Братья из Гримсби»

— Я просто нереально крут. Я грёбаный суперстар. Так какого хрена я делаю в этом фильме?

Зато есть Оливер Вуд, оператор, снявший первые три фильма о Джейсоне Борне и ещё пару-тройку неплохих боевиков. Команда Летерье-Вуд — это тоже очень неплохо, и экшена в «Братьях» вполне хватает.

Как и юмора, не так ли? Не беда, что он чуть более чем полностью анально-фекальный — а как иначе могло быть в комедии с Сашей Бароном Коэном, в которой он ещё и сценарист? Серьёзно, кто-то ждал тонкой иронии, как это обычно бывает в британских фильмах? Ну так запихните эти свои ожидания куда поглубже — мистер Барон Коэн не умеет в тонкую игру.

«Братья из Гримсби»

— Можешь, пожалуйста, так не делать? — Не могу, я 30 лет ждал возможности совершить с тобой что-нибудь дебильное.

Что умеет мистер Барон Коэн, так это делать на экране совершенно мерзкие штуки. Не буду перечислять, чтобы не портить вам впечатление, а то вдруг вы всё-таки решитесь на просмотр. Просто можете мне поверить: штуки там действительно мерзкие. Хотя часто очень весёлые. Это такой юмор, которым 15–20 лет назад отличались американские подростковые комедии. Он совершенно жопно-сортирный — но при этом некоторые гэги по-настоящему смешные, пусть и немудрящие. Ну, да что я вам говорю — вон, у вас есть «Борат» и «Бруно», чтобы получить представление.

Правда, в отличие от того же «Бората», который каким-то невероятным образом стал культурным феноменом, в «Братьях из Гримсби» практически отсутствует социальная сатира. Что? Кто сказал, что я несу хрень? А, кто-то уже посмотрел? Ну так я вам вот что скажу: сатира есть, но в контексте того, что уже снято на эту тему, она выглядит очень блёкло. Потому что если шарашка Летерье-Барон Коэн хотела показать социальные низы маленькой Британии, а заодно стереотипы и предрассудки, с ними связанные, то им бы следовало держать в голове фильмы Эдгара Райта, например («Типа крутые легавые», «Зомби по имени Шон» и т.д.), а также что-нибудь вроде «Лиги джентльменов».

«Братья из Гримсби»

— Ура! Мы тупорылое быдло! Давайте будем об этом кричать! Пусть весь мир узнает правду об англичанах!

Впрочем, кто я такой, чтобы учить британцев, как им самим себя показывать? Может, Саша Барон Коэн видит в своих действиях некую глобальную миссию по изменению отношения человечества к Великобритании (или Англии в данном случае) и её кинематографу. А может, он с кем-нибудь поспорил о том, насколько шокирующим можно сделать эпизод, чтобы зритель не просто его выдержал, но ещё и поржал. А может, он прётся по всему этому барахлу, которое пишет и в котором снимается. А может, он просто слабоумный, а мы в нём ищем чуть ли не гений.

Так или иначе, «Братья из Гримсби» — всего лишь очередная шумная поделка от мистера Барона Коэна, что-то из области «Американского пирога» и «Не шутите с Зоханом». Правда, в тех фильмах была некая добрая, обнадёживающая сверхидея (в случае «Пирога», пожалуй, без приставки сверх-), а от «Братьев» всё доброе так же далеко, как от меня — гонорар Вина Дизеля за последний «Форсаж».

«Братья из Гримсби»

— Кто молодец? Я молодец.

Что ж, общественность так или иначе отреагирует: кто-то наверняка будет восторгаться, кто-то — истошно орать о попранных ценностях и всём этом дерьме. Полагаю, Саша Барон Коэн останется доволен — среди безразличных будут только те, кто так и не посмотрит «Братьев из Гримсби».

И я в чём-то им завидую.