«Битва за Севастополь»Название для фильма — это очень важно, так и знайте, дети. Если женщина любит ушами, то зритель — своим Детектором Подходящих Названий. Ещё есть, конечно, трейлеры и весь этот предпоказный маскарад, но главное — название. Если вы 12-летний пацан и вдруг где-то услышали о существовании фильма «Ад каннибалов», у вас в жизни остаётся только одна проблема: как посмотреть эту хрень, чтоб никто не спалил.

Это правда: чаще всего название предстоящего фильма — самая простая и эффективная его реклама. Соответственно, неудачное или даже просто странное название неплохой, по идее, картины способно вызвать серьёзные сомнения: стоит ли вообще на это идти (привет, «Девственницы-самоубийцы»).

«Битва за Севастополь» — крайне неудачное название. Во-первых, самой битвы в фильме практически нет, во-вторых, это вообще не боевик. Да, здесь есть батальные сцены, хватает крови и грязи, как в любом военном фильме, но это всего лишь контекст. А внутри — бытовая драма.

Повседневный быт советского снайпера

Повседневный быт советского снайпера

Так что, нас с самого начала обманывают? И что вот теперь с этим делать?

Ничего не делать. Да, кино вовсе не про битву за Севастополь, оно скорее вообще ни про что — как и любой биографический фильм. Зато здесь есть отличный герой, на таком можно сделать целую вселенную (надо только придумать, чем этому герою заняться, но на этот случай у нас есть биография Людмилы Павличенко). Картина хорошо поставлена — спасибо батальным сценам, особенно воздушному бою. Все актёры на своих местах, а Евгений Цыганов — этому вообще можно не играть, пусть просто появляется в кадре и смотрит на всех своим печальным отеческим взглядом. Сценарий… ну, скажем так, в нём есть светлые моменты. Большего от байопика, в общем, и не требуется.

Евгений Цыганов и его отеческий взгляд

Евгений Цыганов и его отеческий взгляд

Эй, но всего этого добра с избытком в каждом третьем фильме. Чем так выделяется «Битва за Севастополь»?

Тем, что в отличие от большинства постсоветских военных картин она не читает нам мораль. Родина, священный долг, патриотизм — в кои-то веки всё это не лубочное, а взаправдашнее. Похоже, тем, кто не жил в то время, наконец, попытались всё объяснить человеческим языком. Раз — на страну напали, ты всё взвесил и пошёл её защищать. Два — война затянулась, ты решил: пора начинать жить сегодняшним днём. Три — и вот он ты, живёшь кое-как в нечеловеческих условиях среди вечно грязной, уставшей от постоянных боёв солдатни. Но — живёшь! Вокруг война? Что ж теперь, самому на кладбище ползти? Хрена лысого, тут у людей на жизнь ещё есть планы.

И это настроение «Битва за Севастополь» сохраняет все два часа экранного времени — два часа постепенного эмоционального подъёма сквозь смерть и слёзы. Это удивительное настроение, скажу я вам. С таким настроением прекращают войны. Это настроение прогоняет их навсегда.

Война уйдёт