«Бэтмен против Супермена: На заре справедливости»Сделаем так: для тех, кому лень читать всю эту простыню, сразу скажу, что «Бэтмен против Супермена» просто супер; он настолько хорош, что пока я это пишу, степень его охрененности улетела в космос. Виновны в моих восторгах вот эти люди: Зак Снайдер, Кристофер Нолан, Дэвид С. Гойер, Бен Аффлек, Генри Кавилл и Ханс Циммер. Примерно в таком порядке. А теперь о том, почему так получилось.

Комиксы, о которых мы ничего не знаем

Я не привык жаловаться на тяжёлую жизнь, но кое в чём мне действительно не повезло. Впрочем, как и вам. Мы с вами не понимаем комиксы. Мы пожимаем плечами и говорим, что это не наша культура (имея в виду, разумеется, что это вовсе никакая не культура). Для нас это непонятные инфантильные картинки с облачками из текста. Придумка тех, кто не смог в серьёзную литературу, так? Как вообще можно серьёзно относиться к этим поделкам?

Мы бесимся, брызжем ядом на эти незамысловатые яркие рисунки, которые не понимаем. Но фильмы — это ведь другое, да? Кино — штука серьёзная. И если кто-нибудь сподобится экранизировать комикс, мы, наверное, сходим, так? К тому же, эта реклама… она такая навязчивая. Что ж, почему бы и не глянуть, а?

«Супермен», 1978, реж. Ричард ДоннерФильмам мы доверяем — во всяком случае, считаем их достойными своего драгоценного внимания. Может, комиксы сами по себе и ненужное дерьмо, но мы ведь видели старого «Супермена» — того, с Кристофером Ривом. Отличный фильм, так и не скажешь, что по комиксам, не правда ли? Да, там летает мужик в синем трико, но, может быть, это метафора? В конце концов, не будут же американцы просто так снимать кино по сраным комиксам! Пффф, да кому такое вообще в голову придёт!

Думаете, я сгущаю краски, да? Что ж, многие примерно так и оценивают вклад комиксов в мировую культуру. Я полагаю, в основном это те, кто ни разу в жизни не прочёл ни единого комикса. Такие, например, как я.

Поздравляю нас, друзья, мы ущербны. Теряя для себя огромный культурный пласт, мы словно живём с повязкой на одном глазу; окидываем здоровым оком всё подряд и думаем, что так и задумано. Иногда пытаемся повернуть голову в сторону нерабочего глаза, но ни хрена там, конечно, не видим — мешает нос. Длинный, напыщенный нос, который всё в жизни знает.

«Бэтмен», 1989, реж. Тим БёртонОн знает, например, что в конце 70-х Ричард Доннер снял каноничного «Супермена», а 10 лет спустя появился не менее каноничный «Бэтмен» от Тима Бёртона. Он, правда, понятия не имеет, что ещё за канон такой, но какая разница, ведь и то, и другое — классика кинематографа!

Короче, с этим нужно завязывать. Да, Голливуд делает всё, что может, и даже больше, чтобы мы хоть как-то приобщились к этому невероятному пласту. Но основное — за нами. Кинематограф ещё очень долго не отстанет от комиксов, и мы будем на всё это смотреть. Так что пора перестать воротить нос и признать, что комиксы — это очень круто.

Откуда взялась киновселенная DC Comics?

Непосредственный виновник — Зак Снайдер, снявший «Человека из стали». Но известную долю усилий здесь приложил и Кристофер Нолан со своей трилогией о Тёмном рыцаре. Он, а также сценарист Дэвид С. Гойер не просто возродили киноперсонажа, которого в 90-е безжалостно уничтожили фильмы с Килмером и Клуни — Бэтмен стал понятнее, человечнее, ближе. Нам объяснили, что у супергероя может быть своя, личная мотивация — и людям просто повезло, что она не противоречит их спасению. Да, Тёмный рыцарь стал настоящим открытием, хотя в нолановском варианте в киновселенную так и не вошёл.

«Бэтмен против Супермена: На заре справедливости»С «Суперменом», ещё одним классическим комиксовым персонажем, зрители 90-х — 00-х знакомы похуже. После древних фильмов с Кристофером Ривом в большом кино этот герой появлялся всего дважды: в «Возвращении Супермена» Брайана Сингера (дерьмо случается) и в упомянутом «Человеке из стали». Этот, последний, произвёл целую революцию: во-первых, в названии не был указан заглавный персонаж. Если бы мы знали и ценили комиксы, Человек из стали не стал бы проблемой — но мы комиксы в равной степени не знаем и не ценим. Так что на русскоязычном рынке такая локализация сильно рисковала.

А самое крутое — Супермен перестал надевать поверх штанов дебильные красные трусы — и это смог заметить даже наш, отечественный зритель. Мы, я думаю, были далеки от выражения «попрали канон», но мысли шли примерно в этом направлении.

«Бэтмен против Супермена: На заре справедливости»В общем, «Человек из стали» сильно изменил супергероя, «осовременил» его — спасибо Заку Снайдеру и команде… а кто же у нас в команде? Всё те же Кристофер Нолан да Дэвид С. Гойер! Вот это поворот! Не иначе заговор!

Проходит меньше трёх лет, и шарашка Снайдер-Нолан-Гойер при помощи (сюрприз!) композитора Ханса Циммера, смешивает для нас коктейль собственного производства: Бэтмена сталкивают с Суперменом. Да, будь мы в теме «Лиги справедливости», такой ход не слишком бы нас удивил — но мы, я напомню, ущербные комиксоненавистники, поэтому идея кажется свежей. Фильм «Бэтмен против Супермена: На заре справедливости» продолжает линию «Человека из стали», а заодно перезапускает историю о Тёмном рыцаре Готэма.

За кого болеть?

И правда, за кого? Я хочу сказать, во фразе «кто-то против кого-то» очевиден конфликт, не так ли? А в кино мы привыкли к простым, немудрящим конфликтам: один хороший, второй плохой. Белое и чёрное. Так кто же хороший, а кто плохой?

«Бэтмен против Супермена: На заре справедливости»Снайдер — большой хитрец. Он только притворяется, что его фильм — фантастический боевик про супергероев, которые, как мы очень надеемся, только и ждут, чтобы набить друг другу морды. Но история не о противостоянии Бэтмена и Супермена — она о том, что добрым быть очень трудно. Не только потому, что доброта требует постоянных действий, тогда как для зла достаточно ничего не делать. Труднее всего расстановка приоритетов. С чего начать? Как понять, в какой момент доброе дело становится сомнительным? Когда стоит остановиться? И нужно ли останавливаться?

«Бэтмен против Супермена: На заре справедливости»Очень много вопросов задаёт мистер Снайдер. Знаете что, сами решайте, за кого болеть.

Для чего всё это нужно?

Несмотря на то, что «Бэтмен против Супермена: На заре справедливости» очень и очень крут именно как самостоятельное кино, это — первая глава. За ней последуют ещё две с такой же супергеройской солянкой, а в перерывах будут выходить всякие «Чудо-женщины», отдельные «Бэтмены», «Супермены» и бог знает сколько всего ещё.

«Бэтмен против Супермена: На заре справедливости»Кто-то скажет, что Снайдер открыл ящик комиксовой Пандоры, польстившись, видимо, на лавры Джосса Уидона с его «Мстителями». Это так же верно, как то, что марсоход «Кьюриосити» собирается поработить Марс. Я хочу избежать нежелательного сравнения с Marvel, но, чтобы моя мысль  была ясна, скажу вот что: смешные вселенские проблемы тупорылой марвеловской шарашки не идут ни в какое сравнение с тем дерьмом, что выпало на долю  всего двух городов из DC.

Как быть с Беном Аффлеком?

Смириться, потому что на сегодня это лучший Бэтмен и, что ещё важнее, лучший Брюс Уэйн. Да, я и сам в это не верил — но всё так. Здесь есть смысл снова довериться продюсеру Кристоферу Нолану, который на «Бэтменах» съел не одну собаку. Полагаю, без его одобрения эта роль не обошлась.

«Бэтмен против Супермена: На заре справедливости»И вот мы имеем значительно повзрослевшего персонажа, уставшего от жизни и от своей адской круглосуточной работы. Да, серию с Кристианом Бэйлом закрыли, но никто не собирался по ней топтаться. Тот Брюс Уэйн, полный сил и пышущий здоровьем, остался в прошлом. Новый герой — вот он, никуда не торопится, не ездит слишком быстро, ультрасовременным суперкарам предпочитает классику. В нём уже не чувствуется той, прежней энергии.

Это очень здорово. Выходит, Нолан и Снайдер подарили нам сразу двух Бэтменов — несмотря на похожий костюм, эти герои совершенно разные. И уж если сравнивать, то Тёмный рыцарь Аффлека — более продвинутое поколение.

«Бэтмен против Супермена: На заре справедливости»

Что насчёт Супермена?

А что с ним? Генри Кавилл — лучший Супермен на все времена, вот и всё с Суперменом. Нравится Кристофер Рив? Ну так пересмотрите те старые ленты. Пересмотрите и похороните их, потому что Рив не вернётся. А Генри Кавилл — ещё как.

«Бэтмен против Супермена: На заре справедливости»

Как жить дальше?

Делать добрые дела и верить в лучшее. В фильме «Бэтмен против Супермена: На заре справедливости» есть отличная фраза на этот счёт: если хочешь увидеть памятник герою, оглянись вокруг.

Оглянемся вокруг, друзья: нам только что показали пример того, как не в самых простых обстоятельствах можно найти верное решение. Стоит просто всмотреться в себя повнимательнее.