«Бэтмен: Убийственная шутка»«Отряд самоубийц» натворил дел, а? Сегодня всё ещё можно услышать отголоски подростковых споров о том, хорошим получился фильм или нет — да только очень уж они робкие. Есть мнение, что даже самые преданные фанаты расширенной вселенной DC переспали с этой лентой несколько ночей и не нашли её существованию никаких оправданий. Впрочем, не будем останавливаться на этом второй раз. Разве что…

Джокер. Вот кого стоило бы обсудить, что скажете? Нас кормили новым Джокером больше года — с того самого ролика, где Джек Николсон раскрывает письмо, из которого на него пялится обезумевший Джаред Лето с зелёными волосами. Мы тогда ещё подумали: твою мать, как это должно быть круто! Сам Николсон одобряет! Преемственность, все дела!

Да только мы всё не так поняли. Николсон плакал, потому что уже тогда осознал: ни хрена из этой затеи не выйдет. Хит, мы всё просрали, наверняка думал он. Нам подсунули очередного шаблонного злодея — пусть вполне себе харизматичного, но одного из толпы. У него нет сверхидеи, нет извращённой логики. Он обычный бандит. Пустышка. И что только в такой посредственности нашла доктор Квинзель.

Что ж, где-то убыло — где-то прибыло, так? На фоне рекламного засилья «Отряда самоубийц» относительно незаметно прошла куда более важная для мира DC премьера — анимационный «Бэтмен: Убийственная шутка».

«Бэтмен: Убийственная шутка»Слушайте, это обычный мульт, так? Ну, чисто технически. Более того, многим такая анимация может показаться скучной и вообще анахронизмом. Она словно возвращает нас во времена, когда женщины носили пышные причёски и джинсы с высокой талией, а супергеройские мультфильмы были восхитительно (или до омерзения — кому как) минималистичными.

Ну, так вот что я скажу. В случае с фильмом «Бэтмен: Убийственная шутка» подобный минимализм — лучшее, что могло привидеться местным художникам в их радужных снах. Минимум деталей и красок — Готэм теперь именно такой, каким и должен быть. Мрачный, давящий и безликий. Город, которым по-настоящему дорожит лишь жалкая кучка героев местного значения. Они-то и защищают его от него самого.

«Бэтмен: Убийственная шутка»Да только теперь это бесполезно. Потому что в Готэме вновь объявилось абсолютное, инфернальное зло. Зрителю, впрочем, дают понять, что оно никуда отсюда и не уходило, просто дремало — но со злом это обычная практика. Джаред, друг, ты уже дрожишь от ужаса? Конечно, дрожишь.

Джокер режиссёра Сэма Лью (и местных художников, разумеется) врывается в этот мрачный город безумным фейерверком и переворачивает всё с ног на голову. Теперь это его мир, с новоприобретёнными порядками, извращёнными логикой и философией. И — вот так чудо — в какой-то момент зритель ловит себя на мысли, что этот сошедший с ума мир гораздо симпатичнее того, «нормального». В отличие от старого он играет всеми цветами радуги. Да, это сумасшедшие краски, они наверняка ядовиты и в конечном счёте смертельны — но очень притягательны. Зритель начинает сомневаться: может, этому городу нужен совсем другой герой? Да, Готэм под началом Джокера наверняка погибнет — но сделает это красиво и с большим шиком.

«Бэтмен: Убийственная шутка»Вот она, настоящая злодейская харизма. При всём уважении к Джеку Николсону, до фильма «Бэтмен: Убийственная шутка» такое на киноэкране удавалось лишь однажды: в «Тёмном рыцаре» Кристофера Нолана. Хит Леджер, и без того очень хороший актёр, перед самой смертью успел показать уголок настоящей гениальности. Его совершенно неканоничный по привычным меркам персонаж стал, тем не менее, одним из величайших злодеев в истории кино — потому что абсолютное зло иррационально и необъяснимо. В этом и есть главная суперспособность Джокера. Кривляние и эпатажный наряд — лишь оболочка.

И вот мы стоим на удивительном распутье. С одной стороны — «Отряд самоубийц» с его 175 миллионами долларов бюджета и сотней персонажей, бестолково впиханных то здесь, то там. С другой — «Бэтмен: Убийственная шутка», мультик, на который ушли копейки. Масштабная, ожидаемая премьера — и маленький анимационный фильм, даже не собиравшийся на большие экраны. Очень крутой актёр Джаред Лето — и во многом схематично нарисованный мультяшный Джокер (пусть и озвученный Марком Хэмиллом).

«Бэтмен: Убийственная шутка»Я понимаю, у Warner Bros. и DC вполне мог быть такой хитрый план: и нашим, и вашим. Возьмём два крутых комикса и экранизируем их каждый по-своему. Дэвиду Эйеру и его шайке дадим огромный бюджет и целевую аудиторию, в которую входят вообще все; а Сэму Лью не дадим ни хрена. Он же наверняка энтузиаст. Пусть выкручивается, а фанаты вселенной оценят.

Ну, так он выкрутился, а «Отряд самоубийц» — нет. Фильм за 175 миллионов долларов оказался тупиком — а дешёвый мульт стал настоящим откровением. Потому что Джокер — это вам не хрен собачий. Он либо гениальный — либо его нет вовсе.

«Бэтмен: Убийственная шутка»


Понравился отзыв? Не жмитесь, делитесь в соцсетях!