«Бегущий по лезвию 2049»

Читайте ещё одну версию этого материала на dev.by.

Если вы вдруг не смотрели оригинальный фильм 1982 года (или смотрели так давно, что уже ни черта не помните), стоит сразу кое-что прояснить. Это не просто культовое кино — мы говорим о настоящей классике сразу нескольких жанров. Поколения зрителей по всему миру любят и ценят картину Ридли Скотта по бесчисленному множеству причин. И это не всё. Профильная пресса признаёт «Бегущего по лезвию» лучшим научно-фантастическим фильмом всех времён. Так что несомненные шедевры, которые сейчас пронеслись у вас в голове, — все они оказались не у дел, так и знайте.

Эта информация нужна здесь только для того, чтобы мы с вами прониклись безмерным уважением к безрассудству смельчака, дерзнувшего снять сиквел. Должно быть, этот человек обладает парой самых внушительных стальных яиц — он ведь не просто посмел войти в древнее святилище, чтобы потихоньку сфотографировать главный экспонат, пока никто не видит. Наш парень перелез через красную верёвку, снял То, К Чему Нельзя Прикасаться, перекинул Это через плечо и, насвистывая, ушёл к себе в операционную разбираться, что с Этим можно сделать.

Тссссс! Слышите? Верно, полная тишина. Абсолютная. Это весь мир оцепенел от такой наглости.

«Бегущий по лезвию 2049»Что ж, дорогой мир, для тебя сегодня хорошая новость, выдыхай. Этот храбрец не кто иной, как Дени Вильнёв, один из лучших кинематографистов современности. Пожалуй, ему можно доверить даже такой бесценный экспонат, что скажешь?

(Но всё равно тревожно, а?)

Слушайте, Вильнёв ведь большая умница, он всё понимает. Для работы у него целый шкаф стерильных халатов, масок и перчаток — если тонкие, изящные пальцы где и коснутся подлинника, то следов не оставят. А дотронуться когда-то всё же придётся: оригинальную ленту нужно изучить со всех сторон — так, чтобы и канон не пострадал, и новое слово успело быть сказанным.

«Бегущий по лезвию 2049»И вот Дени Вильнёв и его команда берутся за работу. Деловито и с большим тщанием они анализируют подлинник, чтобы сразу принять трудное, но единственно верное решение: одну из величайших загадок кинематографа, которую подарил нам фильм Скотта, необходимо так и оставить нетронутой. Её тут же изолируют — она нам больше не пригодится. Вместо неё Вильнёв ставит практически всё на мир и атмосферу.

И срывает куш: «Бегущий по лезвию 2049» аккуратно подхватывает визуальный стиль оригинала — но развивает его дальше, много дальше! Почему бы нет, инструментов у режиссёра теперь неизмеримо больше, чем было 35 лет назад, а бюджет в сравнении с первым фильмом просто колоссальный. И Вильнёв с толком использует каждый доллар — неуютный мир будущего теперь можно разглядеть во всех его многочисленных мелочах. Сильно помогает оператор Роджер Дикинс — он совершенно никуда не торопится, так что времени поглазеть на эту постапокалиптическую красоту у нас навалом. А со всех сторон тем временем обволакивает музыка Бенджамина Уоллфиша и Ханса Циммера — Вангелис одобрительно кивает головой.

«Бегущий по лезвию 2049»Наконец, смертельное оружие Дени Вильнёва — актёр Райан Гослинг. В первые же секунды он мягко берёт нас за руку и не отпускает до самого конца. Его спокойными глазами мы и смотрим этот фильм — вот она, сдержанная реакция на эпизоды, которые при другом раскладе нас бы порядком шокировали. Флегматичность мистера Гослинга резко контрастирует с событиями «Бегущего по лезвию 2049» — но в конечном счёте именно этот контраст создаёт для нас всё настроение.

Персонажа Райана Гослинга в какой-то момент даже становится мало — сценаристы Хэмптон Фанчер и Майкл Грин впилили в сюжет Рика Декарда, а значит, Харрисон Форд кое-где неизбежно перетягивает одеяло на себя. Здесь это видится скорее недостатком, чем преимуществом: раз уж краеугольный вопрос из фильма Ридли Скотта остался нетронутым, Декард, в общем, не очень-то и нужен. В конце концов, это совсем другая история, и будь в ней поменьше мистера Форда, все бы только выиграли.

«Бегущий по лезвию 2049»Впрочем, чего об этом говорить — в «Бегущем по лезвию 2049» есть куда более сомнительный персонаж. Джаред Лето играет главного злодея — и вот тут можно слегка протрезветь. Мистер Лето отличный актёр, и к негодяйским ролям ему не привыкать — но не в каждом фильме такие роли нужны. В располовиненном мире, созданном Скоттом и продолженном Вильнёвом, и так полно насилия и боли — какой-то сверхзлодей с высокими идеалами выглядит в нём обычной перестраховкой. И отношение у зрителя к нему соответствующее — подобного негодяя никто не боится.

Но знаете, это всё такие мелочи. Да, может быть, без персонажей Лето и Форда было бы и лучше; последние полчаса, во всяком случае, точно выглядели бы чуть более динамичными. А ещё может быть, «Бегущего по лезвию 2049» нужно посмотреть не один раз, чтобы разглядеть все его грани — как это было в своё время с первым фильмом. Возможно, тогда и найдётся обоснование для всех тех деталей, которые сегодня вызывают сомнение. А пока что и злодей, и Декард — оба неизбежно гаснут в мрачном великолепии монументального полотна Вильнёва. Страшный, опасный, съехавший с рельсов, но такой притягательный мир будущего хочется увидеть ещё раз.

И похоже, как раз это мы вполне можем себе позволить, что скажете?

«Бегущий по лезвию 2049»


Делитесь отзывом в соцсетях и бегите уже скорее смотреть эту красоту.