«28 панфиловцев»А что скажете насчёт исторической реконструкции? Ну, знаете, все эти люди наряжаются в костюмы какой-нибудь эпохи, набирают раритетного оружия и прочего тематического барахла, а потом сходятся в эпичных сражениях по мотивам каких-нибудь событий, которые давно быльём поросли. Красота невероятная, а?

Ладно, я не любитель подобных развлечений. Мне кажется, в реконструкции нет души. То есть это чисто техническое действо, интересное лишь тем, кто в нём участвует. А со стороны всё выглядит так себе. Вот одна группа ряженых идёт в атаку на другую. Выстрелы, взрывы. Отреставрированные танки грохочут, пиротехника гремит, бутафорские штыки колют направо и налево — ни адреналина, ни ярости, ни смертельной усталости после сражения. Ничего. Но хуже всего то, что нет ощущения бессмысленности войны. Стратегия, тактика, вся эта военная хрень есть, а упоротости самой затеи — ни разу.

«28 панфиловцев»Любой здравомыслящий человек сейчас должен заметить, что подобные вещи, в общем, не очень должны меня волновать — раз энтузиастов в великом деле исторической реконструкции по-прежнему хватает, значит, дело во мне. Что ж, это справедливо. Всю жизнь меня это и правда никак не касалось, и наши пути с реконструкторами оставались параллельными, как два рельса на Транссибирской магистрали. Ведь даже когда эти люди лезли в кинематограф, благоразумные режиссёры с продюсерами не давали им большой свободы, изо всех сил ограничивая их действия на съёмочной площадке.

Именно поэтому большинство военных фильмов можно смотреть без особого содрогания. Их авторы готовы пожертвовать всем на свете ради того, чтобы лента оставалась кинематографичной. Даже историзмом, прости, господи. И если всё сделано правильно, то танк, стреляющий буквой «Г», вызывает у зрителя только один вопрос: не умрёт ли зритель от множественных оргазмов, увидев такую зрелищную, охренительную крутоту ещё раз.

Но всему хорошему рано или поздно приходит конец, и нашёлся человек, бросивший вызов старым порядкам. Андрей Шальопа снял своё военное кино. Кино, где никто не связывал руки реконструкторам.

«28 панфиловцев»И у него ничего не вышло. Почему? Почему «28 панфиловцев», фильм, которого ждали и на который возлагали большие надежды миллионы одних только русских, оказался пустышкой? Неужели дело в одной только исторической реконструкции? Вообще, нет. Откровенно говоря, к ней-то как раз меньше всего вопросов. Местные спецы так здорово потрудились, что только благодаря им вторая половина ленты выдерживает критику хотя бы с точки зрения декораций и эффектов.

Проблема во всём остальном. «28 панфиловцев» хотели стать «300 спартанцами», но им не хватило ни вкуса, ни эстетики. Хуже всего то, что на такой расклад всё и указывало. Андрей Шальопа ещё три года назад намечал для зрителей некоторые отправные точки: в картине не будет ни любви, ни Сталина. А ещё Шальопа сказал, что хотел снять «что-то хорошее, идущее от сердца, а не сделанное с целью нажиться».

«28 панфиловцев»Я всё понимаю: учитывая, что на фильм собирали деньги всем миром, надо было погладить потенциальных инвесторов по шёрстке, так что эти его слова вполне объяснимы. Но ей-богу, мы должны были догадаться ещё тогда: если в русском военном фильме нет романтической линии, нет отца народов, нет желания нажиться — значит, ему нужны гениальный режиссёр с тонким чувством происходящего, гениальный сценарист, который напишет умопомрачительные диалоги, и хотя бы один гениальный актёр.

В «28 панфиловцах» нет ни хрена. Режиссёр и сценарист Андрей Шальопа, а заодно с ним его товарищ Ким Дружинин даже не пытаются удержать фильм в одном ритме. В результате первый час зрители зевают от скуки, слушая дебильные солдатские байки, а оставшееся время вынуждены пялиться на самую скучную в мире реконструкцию с участием танков. А скучная она потому, что фантазии режиссёров хватило только на очень ограниченный набор планов, который они прокручивают раз за разом. Окоп — горизонт — танк — много танков — пехота — окоп — повторить. При таком разнообразии не помогли даже военные консультанты и мастера по спецэффектам.

«28 панфиловцев»А что актёры? Здесь ведь их много — название подсказывает, как минимум 28 человек. 28 главных героев, ещё сколько-то статистов — а запомнить некого. Сценарий толком никого не представил, а больше на себя эту функцию никто так и не взял. Впрочем, нет, один нашёлся: лейтенант РККА, инструктирующий бойцов — единственный, кто смотрится живо и органично. И, соответственно, запоминается. Знаете, кто его играет? Андрей Шальопа. Вот это сюрприз.

А теперь представьте, как это всё могло бы выглядеть: люди идут на осознанную смерть. Каждый — со своей яростью наперевес. 28 солдат против нечеловеческой, чудовищной армады. Винтовки, гранаты, бутылки с горючей смесью, пулемёт да ПТРД — против огромных бронированных машин! Чёрт, мне кажется, в этой моей фразе драматизма больше, чем во всём фильме Шальопы — Дружинина.

«28 панфиловцев»Ни стиля, ни ритма, ни атмосферы, ни драматизма. Зато — патриотическое кино. Зато — нет Сталина. Зато — никакой романтики. Военный фильм, который все давно хотели — если хоть на минуту поверить Шальопе. Что ж, хотели — ешьте. Только не сильно скрипите зубами, когда попытаетесь благодарно улыбнуться.


Понравился отзыв? Вы что же, не хотели этот фильм? Делитесь вот теперь в соцсетях.