«007: Спектр»Думаете, всё знаете о предательстве, а? Старый добрый автомобиль отказался заводиться именно сегодня, когда это очень нужно; клубника, купленная в феврале за бешеные деньги, оказалась безвкусной, как кусок пенопласта; а в девятом классе та красотка не захотела с вами гулять — и этим тут же воспользовался лучший друг. Что ж, наверняка это было очень неприятно, а вы чувствовали себя последним неудачником. Им вы, в общем, и были.

Предательство — это масштаб. Для хорошего предательства необходимы ожидания и мечты, которые вынашивали годами. И вот, когда вы уже почти сдались и были готовы отказаться от всего этого розового дерьма, кто-то наверху вдруг намекнул: эй, парень, не отступайся, мечтай! Всё выйдет намного, намного круче, чем ты даже мог себе вообразить! И мечта заходит на новый вираж — с тем, чтобы добраться до самой высокой точки и рухнуть вниз ко всем хренам.

«007: Спектр»

— Так как насчёт рухнуть вниз ко всем хренам вместе со мной?

Как так вышло? Почему и за что? А вы спросите Сэма Мендеса, который будет поджидать обломки вашей мечты там, внизу. Потому что это он всё устроил. Он три года кормил вас разукрашенными мокрыми снами про Джеймса Бонда — и только ради того, чтобы поглядеть на ваши страдания в конце.

Чтобы оценить масштаб предательства мистера Мендеса, нужно вернуться в 2006 год. Мартин Кэмпбелл перезапускает бондиану — на экраны выходит «Казино “Рояль”», самый интересный и неожиданный фильм всей огромной серии. Люди в шоке: «Бонд» отошёл от всех канонов! Блондин в роли агента 007; Ford Mondeo, затмивший Aston Martin; вместо кучи оружия и хитроумных приспособлений — аптечка. Аптечка?! Зачем она вообще нужна Джеймсу Бонду?! Он же бессмертный, твою мать!

«007: Спектр»

Пожалуй, в будущем Бонду стоит вшить в череп титановую пластину. Одним самолётом, похоже, не обойдётся

Только не сейчас. Кэмпбелл очеловечил агента 007, превратил его из всем знакомого непобедимого супергероя в многогранного персонажа со своими слабостями. Надо нам это было? Слава богу, нас не спросили.

Успех «Казино “Рояль”» был ошеломительным. Даже вышедший спустя два года «Квант милосердия», серый и тоскливый, как повестка из военкомата, не смог перебить настроение. Зрители знали: Бонд всё ещё может, он по-прежнему полон сил. Просто ему нужен достойный соперник.

Такой у него появился в 2012-м: злодеем в очередном фильме стал красивый как дьявол Хавьер Бардэм. В режиссёрское кресло сел Сэм Мендес («Красота по-американски»), а сценаристы Нил Пёрвис и Роберт Уэйд (не без помощи Джона Логана) словно вышли из глубокой комы после «Кванта милосердия». В итоге «007: Координаты “Скайфолл”» не просто зажёг — он взорвал мир кино и всех присных. О «Бонде» говорили все.

«007: Спектр»

Кое в чём «007: Спектр» заставит дрожать от возбуждения всех. Вообще всех

Фильмы о Джеймсе Бонде всегда были стилеобразующими — как для кинематографа, так и для реальной жизни. Дорогие костюмы, часы, машины, красивейшие места по всему миру — львиная доля всей этой роскоши узнаётся благодаря бондиане. Но «Скайфолл» сделал нечто большее: Сэм Мендес окончательно утвердил агента 007 в качестве социокультурного феномена. И с этим согласился весь мир.

Помните, я говорил о мечте, зашедшей на новый вираж? Это случилось в конце прошлого года, когда Мендес приступил к съёмкам «Спектра». Ух! — говорили мы. Это же будет просто что-то невероятное — за дело вновь берётся мастер. Похоже, нас ждёт один из крутейших сиквелов, а?

«007: Спектр»

То самое многообещающее начало

И, боже мой, да! Эта красивенная открывающая сцена на 15 минут, эта невообразимая драка в вертолёте, взрывы, разрушения и невозмутимый Дэниел Крейг — всё было ровно так, как мы и рассчитывали. И даже немножко круче — я натурально пищал, когда смотрел на Эндрю Скотта (Мориарти из «Шерлока») и Монику Беллуччи. А в тот момент, когда на экране появился Кристоф Вальц, меня уже можно было отскребать с кресла.

Падение мечты было неожиданным и стремительным — но так всегда происходит. Ровно в середине фильма всё прекратилось. У фильма отказали все двигатели, и он, не слишком раздумывая, устремился вниз. Высота была приличная, так что я даже успел кое-что рассмотреть.

Вот он, 007 — прекрасный, как всегда. Вероятно, лучший Бонд всех времён. Стильный, мужественный, ироничный… и тупой как ведро. Это ваш лучший агент? Но ведь он клинический идиот, вы только гляньте, что он творит. Я бы мог оправдать некоторые его поступки их эффектностью, но что делать с остальными 75 процентами?

«007: Спектр»

Соскучились?

Смотрите, вон тот самый Эндрю Скотт, от которого мы млели в «Шерлоке». А куда же девалось его истеричное великолепие? Всё, что нам осталось, — это пара колких диалогов между ним и Рэйфом Файнсом (хоть что-то, спасибо за маленькие радости).

А вот Леа Сейду — очень красивая и холодная, как смерть в Гималаях. Практически идеальная девушка для Бонда — но сценарий всё испоганил. Её героиня вышла набитой дурой, чьё поведение бесит всё экранное время, что ей отвели.

«007: Спектр»

Зато красивая

Сценаристы, спасибо вам! Чтоб мы понимали, это те же люди, что писали историю для «007: Координаты “Скайфолл”». У меня два возможных оправдания их поделке: либо Пёрвису, Уэйду и Логану сделали лоботомию, либо их взяли в заложники. Я надеюсь на второе: в этом случае есть шанс, что они будут в здравом уме, когда им достанется «Золотая малина». Кому-то ведь придётся всё это разгребать, не так ли?

Что ж, если сценаристы отделаются лёгким испугом, то с Сэмом Мендесом всё гораздо сложнее. Несмотря на постоянный экшен, вторая половина его фильма провисает во всех возможных местах — и не только благодаря сценарию. Беда пришла, откуда не ждали: Кристоф Вальц.

Что касается злодеев, «007: Спектр», кажется, собрался сделать очень хорошее дело: вернуть зрителя во времена классической бондианы с Коннери и Муром. О, тогда знали толк в негодяях. Пускай они зачастую были нарочитыми, даже кукольными (Макс Зорин или сам Блофельд), но это были настоящие характеры: яркие, индивидуальные и запоминающиеся. А злодейские приспешники и вовсе тянули на шедевры (Одджоб, Челюсти или Ник Нак).

«007: Спектр»

Кажется, у Дуэйна Джонсона наметился серьёзный конкурент

В этом смысле «Спектр» перехитрил сам себя: злодеи второго плана оказались круче главного мерзавца. Вы только вдумайтесь: мистер Хинкс в исполнении рестлера (!) Дэйва Батисты уложил на лопатки самого Кристофа Вальца! Это как вообще?! Человек, сыгравший одного из лучших кинонегодяев, Ганса Ланду, сдулся при попытке перевоплотиться в легендарного Блофельда. Да, во многом виноват сценарий — скажем, мотивация злодея сильно хромает. Но тусклый образ — это однозначно проблема Вальца. Криво улыбаться и пронзительно смотреть — этим нас уже не возьмёшь.

«007: Спектр»

Не всё ведь «Оскаров» хватать, а?

Но я не слишком обижаюсь на Кристофа Вальца. У всех бывают неудачные дни, я это переживу. Сэм Мендес — вот кому нет прощения за предательство всех моих ожиданий. И пусть даже когда-нибудь он снимет что-то столь же прекрасное, как «Красота по-американски» или «Скайфолл» — осадок от последнего «Бонда» останется навсегда.