Шварценеггер против СталлонеЕсли кто-то вдруг хотел попрать всё святое, что есть в этом мире, сейчас самое время присоединиться ко мне. То, что я собираюсь сделать, за гранью добра и зла: я хочу определить, кто круче, Арнольд Шварценеггер или Сильвестр Сталлоне. То есть один останется за бортом, понимаете? И хрен с ним, что у него в жизни от этого ничего не изменится, но я мучился этим вопросом всё своё детство, и вот мне представился шанс. Я его не упущу.

«План побега»

— О чём ты говоришь? К твоему «Терминатору» у меня за плечами было уже две культовых роли! — Как же я тебя ненавидел.

Сталлоне и Шварценеггер не просто голливудские звёзды. Подростки всего мира воздвигли вокруг каждого из них грандиозный культ. И пусть оба за свою актёрскую карьеру успели сняться во множестве сомнительных поделок, в наших сердцах они навсегда останутся самыми крутыми киногероями, аминь.

Но. Два первых места быть не может. И что бы мы там себе ни воображали, один из них всё равно круче. Осталось установить критерии, которыми определяется настоящий киногерой нашего детства. Пфффф, разумеется, я уже всё давно решил.

Брутальность

Это самое главное. И Арнольд, и Слай успели наследить в нескольких десятилетиях и XX, и XXI веков, но конкурентами в жанре старого доброго боевика они стали ещё в 80-х. А герой того времени обязан был быть брутальным — без этого дерьма плохих парней не одолеть, верно? Ну, или хороших — в некоторых случаях.

«Рэмбо: Первая кровь»

— И она мне такая: чтобы я больше это дерьма не слышала! — Извиняюсь, височки прямые?

Самая брутальная роль Сталлоне в те годы — это, конечно, Джон Рэмбо. Да, были ещё Дик да Сильва из «Ночных ястребов» и два лейтенанта: Кобретти из «Кобры» и Танго из «Танго и Кэш». Но будем откровенны: Кобретти, пусть и интересный герой, всего лишь жалкая тень капитана милиции Ивана Данко из «Красной жары». А Танго и Да Сильва — это и вовсе несерьёзно.

Но не Рэмбо, так? Это не просто персонаж — с 1982 года это нарицательное имя для крутых героев-одиночек. Рэмбо жесток, но справедлив; он никогда не убьёт беззащитного, не тронет женщину или ребёнка. Ветеран войны, пусть и отошедший от дел — зато с кодексом чести.

Этот чёртов кодекс всё портит. Из-за него Джон не позволяет себе разгуляться по-настоящему — но так и задумано, ведь в оригинале первый фильм о Рэмбо называется First Blood. Наш парень постоянно повторяет эту свою мантру, что первая кровь — не на нём. Это, конечно, фатально.

«Конан-варвар»

— Первая кровь на мне! Вся кровь на мне! Конан крушить!

Ну, а что Арнольд? О, ну это хренов мистер Брутальность. Начиная с Конана, продолжая Т-800 и завершая полковником Мэтриксом из «Коммандо». А ещё были Датч из «Хищника» и тот самый Иван Данко, но это уже детали, так?

Роли Шварценеггера, сыгранные в 80-х годах, — стилеобразующие для жанра боевика, и прежде всего из-за тотальной жестокости и отсутствия всякой морали у его персонажей. Конан, даром что положительный герой, но всё же скорее варвар и разрушитель, чем нет. Т-800 — это вообще один из самых лучших злодеев всех времён: безжалостный, жестокий и неумолимый. А Мэтрикс — квинтэссенция милитаристского безумия, совершенно восхитительная во всех своих перегибах.

«Коммандо»

— Секундос, а я её правильно держу?

Прости, Слай, твой кодекс чести тебя подвёл. Рэмбо невероятно крут, но тягаться с этой австрийской машиной ему не под силу. 1:0 в пользу Арнольда.

Внешность

Сейчас, конечно, не то время. Сегодня любой дрищ типа Шайи ЛаБафа может стать героем боевика. Здоровенные качки уже никому не нужны. Что ж, рано или поздно это должно было случиться: зритель теперь любит реалистичность, и огромные мышцы в эту концепцию не вписываются.

20–30 лет назад, мы говорим спасибо Голливуду, всё было совсем не так. Чем здоровее был мужик, тем он был круче. По этому признаку Арнольд не имел конкурентов — с его-то титулами в спортивной карьере! На первые роли его, собственно, только из-за внешности и брали. А помимо невероятных мускулов Шварценеггер обладал ещё и самым умопомрачительным подбородком в истории кино. Да, у него было не всё ок с произношением, но эй, кому оно вообще надо, с таким-то внешними данными?

«Красная жара»

— Арнольд, может быть, вы что-нибудь уже скажете? Это всё-таки пробы. — КОКАИНУМ!!!

Сталлоне в этом отношении выглядит попроще — а ведь это многократный чемпион мира Рокки Бальбоа и армрестлер Хоук из фильма «Изо всех сил». Мышцы у него тоже впечатляли (и, кстати, впечатляют до сих пор), но самой запоминающейся деталью внешности были не они. Лицо — у Слая из-за родовой травмы характерная кривая улыбка. И хочу вам сказать, эта улыбка чаще всего стоила всех мышц Железного Арнольда.

«Рокки 4»

— Мистер Бальбоа, улыбнитесь, пожалуйста. — А я, мать твою, чем занимаюсь?

Но вот что я скажу насчёт внешности и её влияния. В 1984 году на экраны выходит «Терминатор». Шварценеггер великолепен — и ужасен одновременно. Уже через полчаса после начала его герой лишается глаза, волосы обгорают, и вообще он больше похож на двухдневный труп, чем на киборга-убийцу; мы уже и забыли, поди, про его эти мышцы, а? Но подбородок-бульдозер и сосредоточенный мёртвый взгляд — этого мы не забудем никогда.

«Терминатор»

— «Кент-восьмёрку» и клубничный «Дирол».

Что ж, выходит, сами по себе огромные мышцы были не особо интересны. К ним была нужна ещё маленькая деталь во внешности, которая и впечатывала героя в сердца зрителей. И если честно, при всей любви к улыбке Слая сомнений у меня нет: Арнольд увеличивает разрыв в счёте, 2:0.

Самоирония

А куда без неё в этом жанре? Кому нужен актёр мышцами, если он не научился смеяться над собой? Вон, посмотрите на Чака Норриса (Чак, дружище, я ничего такого не имел в виду).

У наших парней всё не так. И Сталлоне, и Шварценеггер совсем не дураки поёрничать — в основном, конечно, друг над другом. В «Близнецах» Арнольд остаётся недоволен мускулатурой Слая, изображённого на постере к «Рэмбо 3».

Впрочем, через пять лет Шварценеггер сглаживает неровность в отношениях и делает Сталлоне исполнителем роли Т-800 в «Терминаторе 2». «Его лучшая роль!», если верить Джеку Слейтеру.

А вот и ответочка. В «Разрушителе» персонажу Сталлоне рассказывают о библиотеке имени Шварценеггера — реакция на все времена.

Самая красота, конечно, в первых «Неудержимых». Эта сцена, пожалуй, оправдывает существование всего фильма.

Ну ладно, с дружеским перепиздюливанием всё более-менее понятно. А вот поржать над собой — это встречалось реже. У Сталлоне я припоминаю только один такой эпизод, да и тот с натяжкой. Помните третий фильм «Такси»? Ну, тот, французский, где «пежо» в главной роли. Так вот, в самом начале снялся наш друг Сильвестр Сталлоне. Это камео, и в титрах его не указали. Но сыграл он отлично: прошёлся и по своим ролям, и по модному Джеймсу Бонду.

Что до Арнольда, то после успеха в «Терминаторе» он очень редко упускал возможность подколоть самого себя своей лучшей ролью.

Почти в каждом фильме он говорил «I’ll be back» (в его исполнении «Ал би баак») — и если эта цитата не вызывала у вас улыбку до ушей, то вы за свою жизнь так и не побывали подростком. А фильм «Последний киногерой» — это просто гимн самоиронии.

Надо сказать, мистер Шварценеггер вообще большой любитель пошутить, как в фильмах, так и в реальной жизни. Здесь Сталлоне до него, конечно, далеко.

Времена изменились

Времена изменились.

3:0, Слай, соберись.

Актёрская игра

Кто бы что ни говорил (в том числе и я), актёрское мастерство ещё не испортило ни один фильм. Драма об ужасах нацизма, тупорылая романтическая комедия, серьёзный триллер или олдскульный боевик — дайте хорошего исполнителя на главную роль, и все эти фильмы можно будет рассматривать как равные.

Тут у нас серьёзная просадка: говорят, наши парни — так себе артисты. Во всяком случае, если верить мировому киносообществу. Знаете, всем этим высоколобым критикам. Я, понятное дело, не согласен.

«Терминатор 2: Судный день»

— Сейчас я открою в тебе новый пласт, мразь.

Арнольд Шварценеггер — актёр одной роли, ну и что? Эта роль открыла целый пласт в кинематографе — так что спасибо австрийским богам за этого парня и американским — за то, что позволили ему получить гражданство США и худо-бедно выучить английский.

И вот у нас есть один из самых обаятельных и харизматичных артистов не только своего жанра, но и всего Голливуда. Да, в драму он не умеет. Психологические триллеры — тоже не его. Что до отрицательных ролей, которые внесли бы хоть какое-то разнообразие, то за всю свою актёрскую карьеру Арнольд сыграл таких ровно полторы. И все полторы пришлись на первый «Терминатор». Так что если вы тут вспомнили о Фризе из «Бэтмена и Робина» или ещё о каких сомнительных поделках, выкиньте это из головы.

«Крид: Наследие Рокки»

— Интересно, что скажет Ди Каприо на мой «Оскар».

Сильвестр Сталлоне… Знаете, это удивительно. Организаторы премии «Золотая малина» назвали его худшим актёром XX века — он у них там прямо рекордсмен; в 90-е не пропустил, кажется, ни одной статуэтки. При этом Слай — лауреат «Золотого глобуса» и номинант на «Оскар» за роль Рокки Бальбоа. Правда, и у Арнольда есть «Золотой глобус», но масштаб роли не тот («Оставайся голодным»). Имеются и «Золотые малины» — но нет, худший почему-то Слай.

Но я-то знаю, меня не обманешь. Сталлоне серьёзно насолил кому-то из организаторов. Ведь он не просто не худший актёр — он по-настоящему хороший актёр. Одной его работы в «Рокки» хватило бы с головой, чтобы почивать на лаврах всю жизнь — но он никогда не останавливался на достигнутом. И вот следом вышел «Рэмбо» — ещё одна необычная роль, которая сегодня считается стилеобразующей сразу в нескольких жанрах.

«Рэмбо 4»

Твоё лицо, когда тебя сравнивают с Ларой Крофт.

Помимо боевиков он попробовал себя в комедии, в семейной мелодраме и в серьёзном драматическом кино. Да, выше головы он не прыгнул. Но вот совсем недавно Рокки триумфально вернулся на экраны, а там… кто его знает, что будет через пару лет. Знаете, Сталлоне уже не раз удивлял. А вот от Арнольда сюрпризов по части актёрской игры я не жду. Мне кажется, ему очень хорошо в своей нише, он из неё никуда не торопится.

Что ж, балл Сталлоне за актёрское мастерство и ещё один — за нежелание останавливаться на достигнутом. Это черта действительно крутых парней. И она же всё портит. Слай мог бы закрепиться в сознании зрителя как актёр, играющий в одном амплуа — и наверняка добился бы в этом успеха, как и Арнольд. Но он решил двигаться дальше. Тем лучше для Шварценеггера.

«Полицейские»

— И так всю долбаную жизнь.

3:2, победа Арнольда.

Я тут вспомнил… Рокки в первом фильме тоже проиграл по очкам.