Ладно, вот что. Год назад я тут сравнивал две настоящие глыбы, каждая из которых — наше всё. Результат нам известен, а неизвестно вот что: почему мне до сих пор не пришло в голову сравнить двух конкретных персонажей, сыгранных этими замечательными людьми. И ведь это сравнение сюда просто просится. Так и кричит: «Юрок, ты должен рассказать всю правду о том, кто круче, Датч или Рэмбо!» Так что сейчас мы вместе с вами это определим, вперёд.

Как всегда, нам необходимы более-менее вменяемые критерии, по которым возможно сравнить двух похожих, но всё-таки очень разных персонажей. Итак, наши герои — вояки до мозга костей, приученные не только выживать во враждебных условиях, но и извлекать выгоду из любой неблагоприятной ситуации. Ещё они должны быть настоящими бубочками для союзников и сраным кромешным адом для неприятеля. Кажется, нам есть где развернуться.

Умение выживать

Самое важное, когда речь идёт о враждебной среде, не так ли? В нашем случае оба персонажа — настоящие спецы по этой части, хотя подход к выживанию принципиально разный.

«Первая кровь», 1982

— При помощи этого инструмента я продемонстрирую разность наших подходов к выживанию.

Рэмбо — одиночка; он живёт в относительной гармонии с окружающим миром, если в нём, в этом мире, нет людей. И ему, в общем, совсем мало нужно для нормального существования — всё необходимое он может добыть здесь и сейчас при помощи солдатской смекалки и огромного ножа Боуи. При этом, по словам полковника Траутмэна, Рэмбо вполне может питаться тем, от чего стошнит даже свинью. Завидное умение, хотя и несколько омерзительное.

Что ж, умелый одиночка с такими мизерными бытовыми запросами легко выживет даже в условиях ядерной зимы — не говоря уж о заштатном североамериканском городке.

«Хищник», 1987

— Откуда звук? Билли, разберись. Коренное население должно уметь жертвовать собой, это же 80-е.

Датч — командный игрок, и его способность к выживанию во многом определяет его отряд. У каждого своя роль, что, с одной стороны, даже хорошо: тактически Датч превосходит Джона Рэмбо. Но речь о враждебной среде, где иногда лучше просто тихо проползти мимо потенциальной опасности. В таких обстоятельствах отряд наёмников, которые скорее умрут, чем откажутся от мысли вырезать противника под корень, оказывается очень уязвимым. И в конечном счёте команда Датча — это его обуза.

Но вот когда он остаётся один, всё меняется, так? Жертва становится охотником: у Датча, наконец, проявляются все его таланты из тех, что помогают выжить в экстремальной ситуации. Он использует природный камуфляж, сооружает охотничий лук, мастерит ловушки из говна и палок — чёрт, он хорош.

И всё же Датчу, пусть и с этим его умением быстро сориентироваться в сложной ситуации, далеко до Рэмбо в вопросе выживаемости. Слишком много планов. Слишком много надежд на военную мощь своего отряда.

«Первая кровь. Часть II», 1985

— С самого начала у меня был некий инстинкт, и я действовал в полном соответствии с ним.

Рэмбо ничего не планирует. Он действует в соответствии со своими инстинктами. Он — сама природа. 1:0, майор Шефер, «Зелёные береты» уверенно начинают надирать кое-чью задницу.

Умение надрать задницу

Как кстати! Впрочем, без этого умения персонажу боевика никак нельзя, так что давайте определяться. Сперва кажется, что перевес на стороне Джона Рэмбо: в отличие от Датча, он появился в четырёх картинах, а значит, успел отправить на тот свет куда большее число людей. Что ж, это чистая правда. Причём количество трупов росло с каждым новым фильмом, и если в «Первой крови» Джон не убил вообще никого (технически), то в четвёртой части укокошил почти сотню человек. Неплохой результат даже для больного на всю голову психа.

«Хищник», 1987

— Познакомься с моим маленьким другом! Или это уже где-то было?

А что сделал Датч? О, всего ничего. Трупов на нём совсем чуть-чуть — хотя с самого начала что-то подсказывает, что убивать этот человек умеет очень хорошо. Может, всё дело в его огромных мышцах; или в винтовке с подствольным гранатомётом, даже не знаю. Но факт — в роли главного надиральщика вражеских задниц Датч выглядит достаточно убедительно.

Да, друзья, Рэмбо безжалостен и жесток, как военкомат. Но все, с кем ему приходилось сталкиваться, — люди. А майор Шефер сумел отмудохать никому доселе не известную тварь. Пусть всего одну — но зато очень сильную, технологически гораздо более продвинутую, невероятно злобную и откровенно жуткую. Причём Датч всё сделал в своём фирменном стиле: деловито, обстоятельно и с огоньком в глазах. Настоящая умница этот наш Датч. 1:1.

Способность внушать страх

Настоящий герой боевика, сумевший выжить в аду и при этом напинать по жопке всем чертям, должен не просто внушать страх неприятелю. Его задача — стать синонимом слова «ужас». Кровавые режимы рушатся от одного вида его насупленных бровей, самые жуткие диктаторы, хныкая, прячутся в шкафу от его ярости, и все взрослые, состоявшиеся злодеи пугают таким героем своих маленьких злодейских детей.

Давайте вот что. Датч не слишком страшен. Он внушает уважение, бесспорно — Хищник, например, воспринимает его как равного по силе противника. Но страх или тем более ужас — это не про майора Шефера. Он скорее из тех, кому враг перед смертью пожмёт руку.

«Первая кровь», 1982

— Слай, дружище, ты не мог бы сделать лицо попроще? — В смысле? Перестать улыбаться?

Вот Рэмбо — другое дело. Этот одними слухами о себе сеет ужас среди целых орд неприятеля. Серьёзно, ему ведь даже не нужно никого убивать — вспомните первый фильм. Всего за несколько часов он становится настоящим кошмаром для целого города. Его боятся полицейские и солдаты Национальной гвардии. Никто не знает, где и когда он нанесёт следующий удар.

Он тень. Сама судьба. 2:1, Джон Рэмбо опять впереди.

Харизма

Тут всё просто: Рэмбо и харизма — слова из разных вселенных. Наш ветеран Вьетнама замкнут, нелюдим и больше всего в жизни мечтает стать невидимкой. Вести за собой толпы народа и подчинять их своей воле — это не про него. «Расходный материал» — вот как он сам себя называет. И уж если возникнет необходимость в решительных действиях, Джон Рэмбо предпочтёт разобраться со всем в одиночку и по возможности очень тихо. Идеальный вариант для невыполнимых задач и заданий, которых официально никогда не существовало.

«Хищник», 1987

— Как насчёт сразиться с ним один на один, Билли? — Готов сдохнуть, если это сделает тебя ещё круче, Датч.

В сравнении с ним Датч — настоящий вождь всех народов. Да, мы можем судить об этом его качестве только по наличию небольшого отряда, но и этого достаточно, чтобы понять: майор Шефер — прирождённый лидер. Чёрт, его слушается даже индеец (а ведь мы ещё со времен Марка Твена хорошо знаем, что это большая редкость).

2:2, Датч снова уравнивает шансы.

Узнаваемость

Вот этот параметр — он очень и очень субъективный. Трудно выбрать более узнаваемого персонажа из двух, если с обоими провёл всё свое детство. Но я попытаюсь абстрагироваться от личных ощущений (а также от того, что и «Хищник», и первая «Первая кровь» — одни из лучших фильмов всех времён, и лидера здесь нет и быть не может).

«Первая кровь. Часть II», 1985

— Мистер Сталлоне, можете на секунду замереть? Сделаем фото для постера. — Мужчина, у нас тут вообще-то спасательная операция.

Рэмбо — настоящая икона. Образ Сильвестра Сталлоне с гривой нечёсаных волос и пулемётом наперевес по узнаваемости можно сравнить с Фредди Крюгером или Т-800. В 90-е плакаты с этим героем украшали комнату каждого уважающего себя подростка. Вовсе необязательно было знать сюжет всех трёх (на то время) картин, чтобы быть на сто процентов уверенными: этот парень одной левой уложит на лопатки самого дьявола.

Датч… Датч. Знаете, что будет, если показать постер с майором Шефером современному не слишком подготовленному зрителю? С большой долей вероятности он скажет, что это — Джон Мэтрикс из «Коммандо». Да, я и сам не понимаю, как у них это получается, но факт: путают.

А хотя ничего удивительного. В «Хищнике», снятом всего на два года позже, мистер Шварценеггер надел на себя всё ту же привычную роль брутального вояки — вряд ли сценаристам пришлось сильно переписывать его характер.

«Хищник», 1987

— Иногда мне кажется, у меня шизофрения, и я — одновременно несколько человек.

Да, создатели образа проиграли в узнаваемости главного героя — но столько же выиграли в узнаваемости антагониста. Так оно всегда и бывает — побеждает кто-то один.

Вот и у нас: с одной стороны — икона 80-х и 90-х, герой, чьё имя стало нарицательным. С другой — парень, навалявший самому Хищнику — но чья слава давно ушла.

Майор Датч, моё уважение. Вы совершили невозможное — и всё же теперь вы в отставке. 3:2, победа за Джоном Рэмбо, киногероем на все времена.

«Первая кровь», 1982


Что скажете? Согласны или нет? Так или иначе, делитесь в соцсетях и пишите свой коммент.